15 декабря 2017 в 13:52

Судьбу Су-57 связали с Индией

Зависит ли будущее российского истребителя 5-го поколения от совместной с Нью-Дели программы?

Фото: Global Look Press/uacrussia. ru

Французское издание Air&Cosmos, известное своими инсайдами о российской военной технике, опубликовало некоторые подробности о недавно испытанном двигателе 2-го этапа («изделие 30») для перспективного истребителя 5-го поколения Су-57.

Ранее Объединённая авиастроительная корпорация сообщала, что 5 декабря 2017 года в ЛИИ им. М.М. Громова совершил первый полёт новейший истребитель Т-50 (Су-57, ПАК ФА) с двигателем 2-го этапа. Полёт выполнил Герой Российской Федерации, шеф-пилот ПАО «Компания «Сухой» (в составе ОАК) Сергей Богдан. Продолжительность испытания в соответствии с условиями полётного задания составила 17 минут.

Французское издание отмечает, что для испытаний был привлечён второй прототип истребителя Су-57 (Т-50-2). Двигатель 2-го этапа для истребителя Су-57 разработан в ОКБ им. А. Люльки под руководством Евгения Марчукова и в сотрудничестве с другими крупными российскими моторостроительными компаниями. Так, компания «Салют» разработала компрессор высокого давления, камеру сгорания и сопло «изделия 30» с управляемым вектором тяги. Выпускать агрегат будут на ПАО «ОДК-УМПО» (сейчас там выпускается двигатель АЛ-41Ф1С, или «изделие 117С», для истребителя Су-35С). Газогенератор двигателя имеет степень сжатия 6,7, расход воздуха составляет 21–23 кг/с. Температура газов перед турбиной достигает 1950–2100 градусов по Кельвину. Максимальная тяга составляет 17–18 тонн в сравнении с 15-тонным двигателем 1-го этапа АЛ-41Ф1, который, в свою очередь, отличается от агрегата на Су-35С повышенными характеристиками.

При этом, как отмечает Air&Cosmos, дальнейшая разработка двигателя «изделие 30» «будет стимулироваться заказами» от Индии в рамках программы FGFA — совместного российско-индийского истребителя, выполненного на базе Т-50. В Нью-Дели не хотят оснащать перспективный истребитель устанавливаемым на опытных образцах ПАК ФА двигателем АЛ-41Ф1.

Напомним, что Индия и Россия подписали соглашение о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения в 2007 году. С тех пор вокруг проекта ходит множество слухов, поскольку переговоры затянулись из-за необходимости согласования технических деталей.

В развитии программы по запросу индийской стороны предусмотрены разработка двухместного варианта самолёта (российский Т-50 одноместный), 360-градусного радиолокационного обзора, интеграция передового двигателя с увеличенной тягой, применение технологий «стелс» и т.д.

Фото: Global Look Press/Transport Photo Images/Leonid Faerberg

Однако в 2014 году командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту. Военные оказались недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолёта, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, сроками реализации проекта. В марте 2017 года издание Times of India со ссылкой на Минобороны Индии сообщило, что страна готова развивать совместный с Россией проект истребителя пятого поколения FGFA только с условием полноценной передачи технологий. Таким образом Нью-Дели хочет «избежать ошибок», сделанных при заключении соглашения о приобретении самолётов Су-30МКИ. В октябре 2017 года в индийской прессе появились вроде как выдержки из доклада командования ВВС Индии о том, что программа FGFA не отвечает их требованиям и в её рамках не удастся создать самолёт, который мог бы демонстрировать возможности, близкие к американскому истребителю F-35.

С одной стороны, подобные информационные вбросы могут быть инициированы противниками проекта, тем более что Индия известна своим «постоянством» в сфере закупок вооружений и военной техники, как в отношении России, так и других стран. Уже никого не удивляет, что Дели постоянно отменяет контракты, «заводит» новые, сокращает закупки. С другой стороны, подписание контракта сильно затянулось, и складывается впечатление, что все проблемные вопросы так и остались неразрешимыми.


Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений», специально для News.ru:

На мой взгляд, испытание истребителя с двигателем 2-го этапа и соответствующее информационное сопровождение полёта — это всё-таки стимулирующий элемент для дальнейшего участия индийцев в программе FGFA. Не думаю, что судьба «изделия 30» напрямую зависит от их финансирования, просто все получили возможность убедиться в том, что двигатель 2-го этапа реален.

Что касается условия, которое якобы ставят индийцы, — на истребителях их ВВС должны стоять обязательно «изделия 30», — то, возможно, проект поэтому и медленно двигался. В любом случае, факт того, что истребитель с новым двигателем совершил полёт, — это серьёзный шаг, в том числе в российской программе. Не секрет, что и наши ВКС не особо устраивает истребитель в том виде, в котором он существует сейчас, поэтому Минобороны и заказало только эскадрилью (12 машин) — с двигателями АЛ-41Ф1. Основная задача этой партии — дать возможность строевым лётчикам ознакомиться с самолётом, загрузить производство. А уже потом пойдёт самолёт с двигателем 2-го этапа, который в серийном производстве мы увидим не ранее 2020 года.

Думаю, у индийцев нет больше вариантов, кроме как продолжать проект FGFA. Им всё равно нужен истребитель 5-го поколения, а самолёт F-35 в случае заказа также придётся долго ждать. Плюс в нём не будет ничего индийского, в то время как программа FGFA ориентирована именно на требования ВВС Индии, среди которых — разработка двухместного самолёта. К тому же истребитель проекта FGFA будет больше F-35 по габаритам, а значит, он должен превосходить американскую машину по дальности полёта.

По некоторой информации, реализация проекта FGFA будет двухэтапной: на первом ВВС Индии получат небольшую партию, на втором — более многочисленную, при этом самолёты, возможно, будут отличаться электроникой. Но вряд ли индийцы будут покупать самолёт с двигателем 1-го этапа. Другой вопрос, насколько мы готовы оперативно поставить иностранному заказчику «изделие 30».

Антон Мардасов
А. Мардасов