16 января в Вашингтоне состоится встреча президента США Дональда Трампа с лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Согласно заявлению Белого дома, два лидера обсудят вопросы региональной безопасности, развития и укрепления стратегического партнёрства по экономическому сотрудничеству. Президенты затронут и отдельные вопросы международной политики вроде урегулирования конфликта в Афганистане. Также в рамках визита 18 января Нурсултан Назарбаев выступит на тематическом брифинге в Совете Безопасности ООН в Нью-Йорке, посвящённом теме нераспространения оружия массового поражения.
Ранее пресс-служба Акорды (резиденция президента республики) сообщала о встрече 9 января в Астане Нурсултана Назарбаева с послом США в РК Джорджем Кролом. В ходе переговоров глава государства отметил, что за 26 лет Казахстан и США подписали более 70 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений. «В Казахстане с американским участием работает около 500 компаний, более 140 из которых являются совместными. Они занимаются производством товаров и экспортом своей продукции в другие страны», — обратил внимание лидер Казахстана на экономический аспект двусторонних отношений.

Отметим, что начиная с 1 января 2017 года Казахстан вошёл в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН на двухлетний срок.
Местные эксперты сразу заявили, что страна будет продвигать идею превентивной дипломатии и делать акцент на консолидации борьбы с экстремизмом и терроризмом. Но и без этого Астана любит инициировать громкие, «широковещательные» инициативы, например, направленные на избавление человечества от угрозы ядерного и химического оружия и уменьшение арсеналов обычного вооружения — чтобы об Астане говорили как о лидере в сфере разоружения, нераспространения и ядерной безопасности. В этом нет ничего удивительного, просто это такая своеобразная особенность казахстанской дипломатии и вообще внешней политики страны, обращают внимание политологи.
В последнее время Астана делает попытки выступить посредником между конфликтующими сторонами на Украине и в Сирии и предоставить площадку для переговоров. В последнем случае это удалось: если до 2017 года в Казахстане проходили два раунда откровенно бесполезных переговоров Дамаска с марионеточной оппозицией, то за минувший год в Астане прошло восемь встреч, на семи из которых присутствовали реальные вооружённые повстанческие фракции. Для Казахстана организация таких переговоров вне зависимости от их результата — несомненный дипломатический успех. В связи с этим в экспертной среде появились комментарии о том, что в ходе встречи с Трампом Назарбаев может применить свой опыт переговорщика и выступить неким посредником по российско-американскому треку отношений.
Кроме того, СМИ Казахстана 8 января опубликовали цитаты из выступления председателя Казахстанского совета по международным отношениям Ерлана Карина. В нём он, рассуждая о значении встречи Назарбаева и Трампа для республики, заметил, что «глава государства официально встретится с Трампом перед визитом в США президента РФ Владимира Путина». Остаётся загадкой, что под этой фразой имел в виду Карин, который возглавляет структуру, близкую к властным кругам.
Андрей Грозин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, специально для News.ru:
Нурсултан Абишевич остаётся приоритетным российским партнёром на центральноазиатском направлении и при этом сохраняет достаточно тёплые отношения с частью западной элиты. Особенно после того, как похоронили дело «Казахгейта», которое очень долго отравляло отношения Астаны и Вашингтона.
Однако «ястребиной» частью американского истеблишмента Назарбаев всё-таки воспринимается пророссийским политиком, то есть он вроде бы свой и в то же время — не свой. Гипотетически президент Казахстана может что-то передать от российского руководства, но насколько это может быть эффективным — вопрос другого порядка, на который вряд ли кто-то сможет ответить в Астане или Акорде, даже если сильно захочет.
То есть такой вариант я бы не исключал, но и связывать с этим визитом надежды на какой-то прорыв изначально не следует. В первую очередь Назарбаев в ходе диалога будет решать свои собственные проблемы.
Во-первых, визит в Вашингтон — это статусный визит со всеми полагающимися церемониями. Как бы там ни было, США по-прежнему остаются единственной сверхдержавой, поэтому встреча с американским президентом — это элемент престижа.
Во-вторых, не будем забывать о неприятной истории с арестом в США части средств Нацфонда Казахстана по иску молдавского бизнесмена Анатоли Стати. Есть мнения, что арест более $22 млрд, размещённых в западных банках, — это некая тренировка перед тем, как заняться более крупными государствами — Россией и Китаем. Может, это и так, но для Казахстана в любом случае такая ситуация крайне неприятна. По сути, со времён «Казахгейта» страна оказалась в положении, когда приходится каким-то образом отбиваться от сложного, неприятного и не имеющего чёткого способа разрешения события. Удовлетворить иск и выплатить деньги молдавскому олигарху будет означать потерю лица, поскольку таким образом будут фактически признаны обвинения в том, что люди, близкие к президенту Казахстана, отобрали у бизнесмена активы.
Но я не думаю, что арест части средств Нацфонда — основное содержание визита, который готовился ещё до всей этой истории и явно под другую программу. Тем не менее этот эпизод серьёзно смазывает стартовые переговорные позиции Казахстана. Одним очень спорным и странным решением Астана, по сути, оказалась в роли просителя, чтобы США дали добро на разморозку счетов.
Положительных моментов в американо-казахстанских отношениях всё-таки очень много...
В Казахстане значительную часть действующей элиты можно отнести к прозападному крылу, что предполагает ориентацию на Великобританию и США. Другое дело, что Казахстан как лидер центральноазиатского региона гораздо больше вовлечён в мировую финансовую систему, чем остальные четыре государства региона. Поэтому он не является абсолютным объектом американской политики, за последние десятилетия Астана приобрела некоторую субъектность. А также, что важно, Казахстан приобрёл определённый вес во внешней политике. Вполне возможно, что два президента будут больше говорить по теме межсирийских переговоров, чем по тематике отношений Москвы и Вашингтона.
Какие вопросы могут быть подняты в ходе обсуждения темы Афганистана?
С учётом новой американской стратегии по Афганистану — достаточно запутанной и невнятной — Вашингтон может попытаться получить некоторые точки присутствия в регионе. Тем более что американо-пакистанские отношения осложняются с каждым днём, и вопрос использования логистики в Центральной Азии может быть поднят на повестке дня. Здесь есть сложность в том, что попасть туда можно только через территорию России, но чем это не тема, с помощью которой можно попытаться немного разрешить нынешнее противостояние? Есть некие точки, по поводу которых стороны могут говорить в двустороннем формате, имея в виду российские, китайские и иранские позиции. Вполне возможно, что Астана в перспективе может стать площадкой для разрешения других кризисных ситуаций.