Новый американский «супербомбардировщик» B-21 не только обеспечит Соединённым Штатам мировое господство в воздухе, но и будет в состоянии прорвать противовоздушную оборону России, прогнозирует немецкий журнал Stern.
Разработка бомбардировщика проходит в условиях строжайшей секретности. «Заявленная цель» — B-21 должен быть в состоянии в любой момент нанести удар по объекту в любой точке Земли. Судя по всему, разработчикам нового американского бомбардировщика удалось добиться прорыва в технологии «стелс». «Новый B-21 должен стать ответом на прогресс в области радиолокации и ракет класса „земля — воздух“», — считает автор Stern. В середине 2020-х годов на вооружение ВВС США должны поступить от 80 до 100 единиц B-21, отмечает немецкий журнал.
Вне зоны ПВО
Американцы активно использовали свою стратегическую авиацию во Вьетнаме — для прорыва и подавления ПВО Ханоя и Хайфона. Во время операций против режима Саддама Хусейна — в 1996 году два бомбардировщика B-52H выпустили 13 ракет по электростанциям и узлам связи в Багдаде. В 1998-ом объекты промышленности Ирака бомбили B-52H и B-1B, а в 2003 году бомбардировщики B-52H выпустили по этой стране 100 крылатых ракет. B-2 впервые были применены в рамках операции «Союзная сила» против Югославии: тогда они взлетали с аэродромов Великобритании, огибали Европу, входили в акваторию Средиземного моря и наносили удары.
То есть все атаки стратегическая авиация США осуществляла либо при довольно слабой системе ПВО, либо при ее отсутствии. Поэтому применительно к нам действия бомбардировщиков возможны только за пределами зоны противовоздушной обороны.
В настоящее время в составе глобального ударного командования ВВС США под одним «крылом» находятся три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков — B-52 Stratofortress, B-1B Lancer и Northrop B-2 Spirit.
Отметим, дозвуковой «стратег» B-52 стоит на вооружении армии США с 1955 года, сверхзвуковой B-1 Lancer — с 1985-го, самолет-«невидимка» B-2 — с 1997-го. Последний американцы разрабатывали B-2 против мощной советской системы ПВО и, например, для уничтожения советских подвижных ракетных комплексов. Модернизация бортового оборудования и вооружения B-52 и B-1 Lancer производилась на протяжении всей их истории. Так, 7 мая 2015 компания Boeing снова объявила о модернизации бомбардировщиков B-1B Lancer для приведения их в соответствие «цифровой эпохе» и в рамках концепции «Быстрого глобального удара», которая предусматривает атаку по любой точке планеты в течение одного часа.
Как говорят эксперты, полноценная реализации малой радиолокационной заметности на таких старых платформах вряд ли возможна. Поэтому ударная сила таких самолетов, с одной стороны, — мощные средства РЭБ, с другой — крылатые ракеты, которые можно пускать на максимально возможном удалении от зоны ПВО противника. Таким образом главная угроза, которая исходит от американских бомбардировщиков — это применение ими крылатых ракет.
Скажем, авиационные ракеты воздушного базирования AGM-86ALCM с ядерной БЧ применяются при подходе к зоне действия истребительной авиации и зенитно-ракетного огня противника — с расстояния от береговой черты в 700−800 километров. Причем идти эти ракеты, как известно, могут на предельно малых высотах, огибая рельеф местности. Массовое их применение приведет к перенасыщению системы ПВО, сосредоточению усилий на определенных направлениях. В свою очередь, для борьбы с ними как раз были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-31, которые так и называются — авиационно-ракетные комплексы дальнего перехвата. Ведь проще бороться с носителями, чем отражать массовый удар крылатых ракет.
Новый «бомбер»
Проект нового стратегического бомбардировщика США подразумевает разработку самолета, соответствующего стратегии глобального молниеносного удара и предназначенного для замены состоящих на вооружении самолетов B-52 и B-1.
27 октября 2015 года министр обороны США озвучил победителя в конкурсе на создание нового стратегического бомбардировщика Long Range Strike Bomber (LRS-B) — контракт получила компания Northrop Grumman. В феврале 2016 года ВВС США опубликовали первое официальное изображение будущего стратегического бомбардировщика и озвучили его индекс — B-21.
Несмотря на то, что военные давно определились с техническими характеристиками самолёта и перечнем необходимых систем, которыми вооружится бомбардировщик, его подробные спецификации до сих пор засекречены. Известно лишь, что B-21 будет сделан по схеме «летающего крыла» и получит системы для нанесения ядерных ударов. По габаритам малозаметный ядерный бомбардировщик займёт промежуточное положение между палубным беспилотным летательным аппаратом UCLASS с размахом крыла 18,9 метра и стратегическим бомбардировщиком B-2 с размахом крыла 52,4 метра. Новый самолёт получит систему опционального пилотирования и сможет выполнять полёты как под управлением пилота, так и в автономном режиме.
В перспективе ВВС США действительно планируют принять на вооружение 100 новеньких B-21, заменив ими устаревшие B-2 Spirit и B-52 Stratofortress. В рамках первой части контракта к 2025 году Пентагон должен получить 21 бомбардировщик, изготовленный пятью мелкосерийными партиями.
Отметим, что стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны — Китай и Россия. Все стороны говорят о том, что новый самолет должен быть принят в состав ВВС ближайшее десятилетие, но в в реализацию столь сжатых сроков разработки поверить довольно трудно. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа — 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году. ОКБ Туполева вроде как с 2009 года создает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА), однако в России на вооружении еще не принят истребитель пятого поколения Су-57, а когда он пойдет в серию вообще неизвестно. Китайцы начали свою программу на год раньше нас, работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Однако создание малозаметного стратегического бомбардировщика — все-таки непростая задача для ВПК КНР, несмотря на развитие китайской оборонки семимильными шагами. Прежде Пекин самостоятельно не строил стратегических бомбардировщиков, а составляющие сегодня китайскую авиационную компоненту ядерной триады «бомберы» Н-6 — лицензионная версия советского Ту-16.
Прорвет или нет?
Сама по себе любая боевая авиационная платформа должна обладать минимальной заметностью и при этом должна быть оснащена всеми современными цифровыми технологиями, которые связаны с навигацией, обнаружением целей, передачей информации, в том числе по оперативному получению разведданных. Концепция так называемой сетецентрической войны подразумевает активный обмен информацией между различными участниками боевых действий (между «землей», космической группировкой, разведывательными самолетами и самолетами ДРЛО и т. д.). И, безусловно, стратегические бомбардировщики должны быть частью такой единой информационной сети. На примере истребителей F-22 мы видим, что эти машины могут обнаруживать и поражать воздушные цели противника, фактически не включая собственные радиолокаторы, то есть получать информацию от внешних источников, не демаскируя себя. Вот так же и бомбардировщики должны иметь возможность наносить удары, не включая бортовые источники излучения.
Однако сейчас и США, и Россия активно работают над разработкой гиперзвукового оружия, которое, возможно, будет принято на вооружение через 10−15 лет.
По логике вещей, появление гиперзвукового оружия сводит на нет необходимость появления нового «бомбера» на сверхзвуке. С учетом совершенствования спутниковой группировки и средств ПВО-ПРО, скорее всего, речь идет не о бомбардировщике прорыва, а неком транспортнике, который может нести большое количество ракет большой дальности и может длительное время барражировать в воздухе вблизи района боевого применения.