В скором будущем беспилотники существенно изменят концепцию противостояния и ведения боевых действий под водой, поскольку ведущие державы, похоже, будут использовать их не только для разведки, но и как стратегическое оружие.
Оборонные концерны Boeing и Lockheed Martin получили контракты от ВМС США на разработку гигантской беспилотной подводной лодки. Субмарину Orca Extra-Large Unmanned Underwater Vehicle (XLUUV — экстрабольшое подводное транспортное средство) планируется использовать в разведывательных целях, для постановки минных заграждений и борьбы с кораблями противника, а также — как дальнемагистральный вооружённый беспилотник для транспортировки грузов. Возможно использование такой подводной лодки в качестве приманки в охоте на субмарины противника. В отличие от большинства современных подводных беспилотных устройств Orca будет стартовать не с корабля или подводной лодки, а прямо от пирса военной базы. Предполагается, что в автономном режиме субмарина сможет работать до нескольких месяцев, а дальность её использования составит не меньше 2000 морских миль без дозаправки или перезарядки (в зависимости от типа двигателя). Как пишет Defense News, этого достаточно, чтобы от Филиппин дойти до Шанхая или Гонконга и обратно. Подводный аппарат должен иметь отсек объёмом не менее 9 куб. м, способный вмещать разведывательное оборудование или вооружение.
По условиям контрактов корпорация Lockheed Martin получит $43,2 млн, Boeing — $42,3 млн. За эти средства подрядчики обязались к концу 2018 года подготовить полнофункциональные прототипы субмарин, действующие в автономном режиме. Концерны ведут разработки в разных местах: например, концерн Lockheed Martin 90% работ должен выполнить во Флориде, Boeing — 69% в Калифорнии. Компания, которая представит лучший подводный беспилотник, получит контракт на строительство пяти опытных образцов субмарин, испытания которых планируется провести в 2020 году.
Уже в море
6 июня 2017 года портал navyrecognition.com сообщил о том, что у берегов штата Калифорния уже начались испытания пятнадцатиметрового пятидесятитонного дрона Echo Voyager, созданного в рамках программы XLUUV.
Американские разработчики заявляют, что Echo Voyager оснащён «гибридной перезаряжающейся энергосистемой», но подробностей не раскрывают. Тем не менее в прессе не раз отмечалось, что проекты беспилотников двойного назначения могут войти в так называемую подводную систему магистралей имени Эйзенхауэра (по аналогии с наземной дорожной сетью, соединяющей американские штаты), которая, по словам американских военачальников, рассматривается как одно из приоритетных направлений развития Военно-морских сил в условиях развития Вооружённых сил Китая и России.
Как отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, Echo Voyager может служить базой для создания улучшенного варианта с более высокими характеристиками и «прикрытием» для чисто военной разработки. Скажем, самому Echo Voyager предшествовали более маленькие беспилотные аппараты с ограниченными характеристиками — пятиметровый Echo Ranger и десятиметровый Echo Seeker.
Есть мнения, которые озвучиваются в различных зарубежных и российских военных блогах, — что аппарат Echo Voyager и его более масштабный прототип — некий аналог российской стратегической разработки «Статус-6», которая в 2015 году была якобы случайно «засвечена» российским Минобороны. Она представляет собой самоходный аппарат с ядерной энергетической установкой, носителями которого, возможно, выступят строящиеся подводные лодки спецназначения «Белгород» и «Хабаровск» и который способен вести разведку, а главное — нанести ядерный удар.
Российский «Лошарик»
Сверхсекретное Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России располагает судами и подводными атомными глубоководными станциями (АГС) для исследований морского дна. В официальных заявлениях военного ведомства они называются научно-исследовательскими подводными лодками.

26 декабря 2016 года в состав ВМФ России была передана атомная подводная лодка специального назначения «Подмосковье», которая была переоборудована из ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в лодку, предназначенную для работы с АГС и необитаемыми подводными аппаратами. БС-64 «Подмосковье» в составе флота должна заменить лодку «Оренбург», в 1996–2002 годах также переоборудованную из ракетоносца проекта 667БДР.
Эти субмарины — носители (лодки-матки) того или иного «малыша», как ещё называют АГС. Носитель скрытно доставляет мини-подлодку (АГС), которая имеет малую скорость хода, в нужный район, после чего отсоединяет её для автономной работы.

Наиболее известной в СМИ АГС является пр. 10831 АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой несколько соединённых друг с другом титановых сфер. По некоторым данным, станция не несёт на борту никакого вооружения, но способна погружаться на глубину до шести километров и считается самой бесшумной и неуязвимой ПЛ российского флота. Оснащена различным оборудованием для глубоководных работ. В частности, использовалась для сбора геологических образцов на шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине 2,5−3 километров.

Военная задача атомных глубоководных станций — борьба с натовскими «закладками» на российских подводных кабелях — линиях связи. АГС также сами могут подключаться к подводным кабелям, лёжа на дне довольно продолжительное время, и содействовать в обеспечении скрытности боевого патрулирования ракетоносцев Северного флота — «воздействуя» на гидроакустическую противолодочную систему США SOSUS.
Отметим, что у американцев также есть различные АГС, в том числе напоминающие по форме «Лошарик», но сведения о них отрывочны. В этом смысле разработка двух концернов должна быть несколько иной, и возможно, что это некое прикрытие уже для американского «оружия возмездия».
Оружие возмездия
Западные СМИ систему «Статус-6» иногда называют «Каньоном». По мнению военно-морского аналитика Нормана Полмара, «Каньон» основывается на советской прямоидущей ядерной торпеде Т-15 мощностью в 100 мегатонн (идея академика Сахарова), которая проектировалась в 50-х годах как раз для нанесения ядерных ударов по береговым объектам на территории США. Т-15 разрабатывалась без участия Военно-морского флота, флотоводцы узнали о ней только через проект первой атомной подводной лодки.

В своё время именно под такую большую торпеду (по габаритам) специально и создавалась первая советская атомная подлодка проекта 627, которая должна была иметь не восемь торпедных аппаратов, а один — калибром 1,55 метра и длиной до 23,5 метра. Но тогда от этой идеи вроде отказались, хотя ряд экспертов говорят о том, что тактика применения такой суперторпеды могла быть совсем иной. АПЛ должна была скрытно выпустить торпеду, которая, израсходовав всю энергию аккумуляторных батарей, ложилась бы на грунт, то есть становилась интеллектуальной донной миной. Взрыватель торпеды мог долго находиться в режиме ожидания сигнала с самолёта или корабля, по которому мог быть произведён подрыв заряда. Суть в том, что ущерб военно-морским базам, портам и другим прибрежным объектам, включая и города, наносился бы не самой торпедой, которая может не преодолеть заграждения, а мощной ударной волной — цунами, вызванным ядерным взрывом...