Роскосмос продолжает генерировать амбициозные, но сомнительные по содержанию идеи. При очевидном кризисе отечественной ракетно-космической отрасли реальные проекты по изучению лунной поверхности смешиваются с заранее нереализуемыми. В итоге инициативы руководства госкорпорации не только не помогают осуществлению лунных миссий, но и оттягивают на себя средства, необходимые для более приземлённых, но осуществимых программ, уверены эксперты.
23 августа гендиректор госкорпорации Роскосмос Дмитрий Рогозин на форуме «Армия-2018» объявил о планах сформировать отдельный Центр управления полётами (ЦУП) для российской лунной программы. При его создании будут использованы наработки холдинга «Российские космические системы» (РКС) по системам управления искусственными спутниками, дополнил Рогозина заместитель директора РКС Евгений Нестеров. Отечественная лунная программа предполагает отправку в 2021–2025 годах к естественному спутнику Земли четырех автоматических станций. В списке задач аппаратов — проведение исследований лунной поверхности с орбиты, отработка технологии по созданию лунной станции, доставка на Землю пробы грунта. После завершения автоматических миссий в неопределённом будущем предполагается создать постоянную лунную станцию.
Запуск автоматов к Луне обойдётся относительно недорого, начальные этапы лунной программы вполне реализуемы, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. «Но создание анонсированной лунной станции — это пустые разговоры, поскольку финансовые затраты для России нереально велики». Также эксперт не понимает, зачем Рогозин объявил о создании отдельного ЦУП для лунной программы: мера не может повлиять на сроки реализации программы, поскольку ЦУП — это всего лишь место аккумулирования информации. «Действующий с 1960 года ЦУП в Королёве и Центр космической связи в Медвежьих озерах недогружены. Этих двух объектов для лунной программы вполне достаточно — применить новые системы управления спутниками можно в рамках этих учреждений», — считает эксперт.
Помимо России к Луне стремятся и Соединённые Штаты. На 2019 год запланирован старт программы NASA Lunar Orbital Platform-Gateway, цель которой создание окололунной орбитальной космической станции Deep Space Gateway. В 2017 году возглавлявший в то время Роскосмос Игорь Комаров сообщил журналистам, что в этом проекте Россия станет основным партнёром наряду с NASA и Европейским космическим агентством. Вкладом российской стороны, по словам Комарова, должно было стать создание «от одного до трех модулей и стандартов унифицированного стыковочного механизма для всех кораблей, которые будут стыковаться к станции». Также сообщалось, что для запланированного на 2024−2026 годы вывода первых модулей станции на околоземную орбиту может быть использована создаваемая РФ сверхтяжёлая ракета-носитель.
В реальности ни о чём конкретном тогда Россия и НАТО не договорились, говорит Моисеев. «После заявлений о намерениях была сформирована лишь совместная рабочая группа. Но России на самом деле было бы выгодно продать свои технологии и наработки в случае, если США всё-таки решат создавать свою станцию, они сделают это без России». В отличие от отечественной ракетно-космической отрасли американцы практически завершили работу над собственной сверхтяжёлой ракетой-носителем SLS и многоцелевым пилотируемым кораблём «Орион». В то же время даже у США с их бюджетом не хватает средств на реализацию конечной цели лунной программы — постройки постоянной лунной базы, добавляет Моисеев: «Они выбрали окололунную станцию в качестве промежуточного варианта. Но практическая необходимость в ней может появиться только после создания базы на Луне, как в транзитном пункте».
В Китае также существует лунная программа под общим названием «Чанъэ». В 2007-2012 годах КНР запускала автоматические аппараты на окололунную орбиту, в 2013-м китайский аппарат произвёл первую с 1976 года мягкую посадку на поверхность естественного спутника. Сейчас китайцы работают над доставкой на землю образцов лунного грунта. По мнению Моисеева, китайская лунная программа взвешена и плавно развивается.
«Они повторяют то, что США и СССР делали в период "Большой космической гонки", но в меньших масштабах. Ориентировочно, если судить по темпам реализации, китайцы должны высадиться на Луну в 2040-х годах, — прогнозирует эксперт. — Но перспектив сотрудничества между КНР и Россией, а тем более — кооперации в освоении естественного спутника Земли, нет. В 1990-е годы Россия продала Китаю множество технологий по пилотируемым программам, и сейчас китайцы стремятся осваивать космос самостоятельно».