С 1 сентября 2025-го школьники будут учиться по новым учебникам истории, а в следующем году обновят пособия по обществознанию. Это последствия введения в РФ единого образовательного стандарта, только одной из целого ряда школьных реформ последнего времени. Эксперты рассказали NEWS.ru о самых заметных новшествах, насколько они полезны для ребенка и что еще требует изменений в среднем образовании.
Во всех школах ввели одинаковые программы
С 1 сентября 2023 года российские школы начали работать по федеральному государственному образовательному стандарту. Он предполагает единые программы для всех учреждений страны по некоторым предметам: в начальной школе — по русскому языку, чтению и окружающему миру, а на последующих этапах — по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. По этим предметам также разработают единые учебники.
Такие стандарты положительно повлияли на качество образования детей, считает профессор МГИМО, ведущий программы «Умницы и умники» Юрий Вяземский. В разговоре с NEWS.ru он отметил, что это формирует единый уровень знаний у школьников.
«В 1990-е были разные программы по истории и другим предметам. Очень сильно хотелось единообразия. Школа все равно работает на государство, она излагает материал так, как нужно властям. Когда ребенок переезжает из одного города в другой, он вдруг узнает в новом учебном заведении, что Ивана Грозного на самом деле не было, а вместо него сразу появился Борис Годунов. Должно закладываться единое базовое образование», — сказал он.
Оставил ли единый стандарт учителям право выбора тем для уроков
Несмотря на положительные стороны единого стандарта, необходимо сохранить некоторую гибкость в его применении, отметил в разговоре с NEWS.ru заслуженный учитель России Лев Соболев. По его мнению, не стоит контролировать его исполнение до мельчайших нюансов.

«Есть серьезный риск: не очень добросовестный учитель без такого стандарта может исключить из программы то, что ему самому не нравится. Таким образом он подставит детишек. С другой стороны, совсем мелочная стандартизация — это нелепо. Позвольте учителю самому выбирать, например, круг изучаемых стихотворений. Но при этом серьезный грех — исключить из программы поэзию Николая Некрасова или Владимира Маяковского», — считает Соболев.
Выбирать профессию придется в шестом классе?
С 1 сентября 2023 года была внедрена единая модель профориентации, которая включает в себя не только рассказы о разных профессиях и экскурсии на предприятия, но и получение базовых навыков. Она вводится с шестого класса.
«У нас 40% выпускников не работают по своей специальности, согласно исследованиям. Они пять лет сушили мозги в вузе, а потом устроились по другому профилю. Все-таки хочется, чтобы с детьми работали на этапе выбора жизненного пути и профессии», — сказала NEWS.ru эксперт в сфере образования Инга Максимова.
Вяземский также поддерживает усиленную профориентацию в школах. По его мнению, настоящее образование — это не только уроки теории, но и общение с практиками, мастер-классы и в целом нахождение в среде.
«Нужно по возможности как можно раньше вовлекать ребенка в творческий, производственный и прочие процессы. Это чрезвычайно важно, чтобы он сам определился, интересно ему это или нет. Так делают в передовых школах, например в Скандинавии», — сказал он.
Нужны ли профессиональные навыки, полученные в школе?
Соболев отметил, что, если молодого человека после девятого класса не принимают в 10-й или по какой-то причине у него не получается продолжать образование, лучше, чтобы у него были специальные навыки.

«Сейчас можно работать курьером и охранником. Существует много профессий, которые не требуют особенных знаний. Когда у человека есть навык, он точно знает, что в случае чего сможет заработать себе на хлеб. Время от времени возникают движения в сторону профориентации в школах. Достигают ли они чего-нибудь? Я не знаю, чтобы кто-то среди моих учеников пошел работать по специальности, полученной таким образом», — отметил он.
Зачем учить человека в колледже, если он потом идет в вуз
В 2025 году заработают новые правила поступления в вузы после колледжей. Теперь выпускников будут принимать в университеты по результатам внутренних экзаменов без необходимости сдавать ЕГЭ только при условии, что полученная ими специальность совпадает с профилем дальнейшего обучения.
Вяземский задался вопросом, зачем колледжи тратят деньги на обучение человека, который затем решает работать по другой специальности.
«В колледжах готовят человека, тратят на него деньги, и по большому счету он должен как-то отплатить, отработать. А он берет и выбирает другую профессию. Тем более что нам катастрофически не хватает рабочих. У нас врачи — гении, а 60% пациентов гибнут из-за медсестер. Не по их вине, а потому, что их просто нет», — сказал Вяземский.
Почему человека нельзя лишить права на несколько образований
По словам Вяземского, если человек хочет получить другое образование, надо дать ему такую возможность. Он привел в пример химика Дмитрия Менделеева, который не мог поступить в университет Петербурга. Тогда можно было учиться только в вузе того региона, где человек родился.
Соболев, напротив, подчеркнул, что новые правила поступления из колледжей в вузы по большому счету никак не повлияют на образовательный процесс.

«Если, например, девочка отучилась в колледже на парикмахера и собралась поступать во ВГИК или на филфак, едва ли кто-нибудь будет ей мешать. Другое дело, что это будет непросто. Но таких случаев, когда человек „болел“ всякими букашками и таракашками, а потом вдруг прочитал Федора Достоевского и пошел на философский факультет, все же не много», — отметил учитель.
Бакалавриата и магистратуры больше не будет?
В 2025 году Россия завершит выход из Болонской системы образования и перейдет к собственной модели, в которой на смену бакалавриату и магистратуре придут базовое (4–6 лет) и специализированное высшее образование (1–3 года). Сроки обучения будут варьироваться в зависимости от программы, а выпускники будут получать дипломы специалистов.
Максимова считает, что решение отказаться от Болонской системы напрашивалось уже давно. По ее словам, россияне так и не поняли такой формат обучения.
«Если мы выйдем на улицу и спросим у первого встречного, что такое бакалавриат, нам, скорее всего, ответят: „Это неполное высшее образование“. Многие до сих пор так думают. Работодатели тоже путают», — отметила она.
Кроме того, Максимова усомнилась в качестве знаний человека, который окончил бакалавриат по одному профилю, а магистратуру — по другому.
«Человек учился, допустим, на менеджера в туризме, окончил бакалавриат. И тут он хочет по направлению психологии получить магистра. Легко ли ему будет учиться на психолога два года, если он до этого изучал туризм? Каким он будет специалистом? Эти нюансы будут исключены в новой системе», — подчеркнула она.

Вяземский также поддержал решение отказаться от Болонской системы. По его мнению, ее положительные стороны давно исчезли, а отрицательные только прибавляются.
«Я всегда был против Болонской системы. Надо ее менять, потому что она не наша. У меня девочка, одна из умниц, защитилась на бакалавра, хочет в магистратуру. Если у нее сейчас это из-под ног выдернут? У нас это часто происходит. Мне кажется, что пять лет обучения — это грамотно, и семь лет для врачей. Это наша система, она проверена. А то какие-то недоноски бакалавры», — сказал он.
Качество знаний школьников улучшается или наоборот?
Если говорить о качестве образования с точки зрения потребителя, то есть школьника и студента, то оно принципиально не улучшилось и не ухудшилось, считает экс-глава Рособрнадзора, профессор ВШЭ Виктор Болотов. В разговоре с NEWS.ru он подчеркнул, что всегда будут люди, которые довольны уровнем знаний, и те, кого он не устраивает.
«С точки зрения государства очень трудно сравнивать качество образования в СССР и сегодня, потому что все-таки раньше в старшую школу и в университеты поступало довольно мало людей, был очень большой конкурс. Сейчас почти все, кто хочет, могут учиться в старших классах и в вузах. Когда ректоры говорят, что уровень школьного образования упал по сравнению с советскими временами, у меня одна рекомендация: не берите всех, кто хочет. Пусть будет конкурс 5–10 человек на место. Тогда с качеством проблем не будет», — сказал Болотов.
Тем не менее он обратил внимание на то, что Россия регулярно входила в число лидеров во многих международных рейтингах качества образования, которые составляли с участием нашей страны до начала СВО. Экс-глава Рособрнадзора уточнил, что в последние три года он не видел объективных исследований по этому поводу. По словам Болотова, сейчас в них либо все ужасно, либо все прекрасно.

«Но мотивированные дети, которые хотят учиться и поступать в хорошие университеты, это делают. И никакие реформы им не мешают. Немотивированным детям никакие реформы не помогут. Что касается университетов, то во ВШЭ, где я работаю, качество образования за три последних года, на мой взгляд, не упало. Уверен, что в ведущих университетах РФ происходит та же картина. Вполне допускаю, что в слабых вузах оно могло упасть», — отметил Болотов.
Что нужно изменить в школе для повышения качества знаний?
По мнению Болотова, чтобы качество знаний детей в России улучшилось, необходимо изменить всего две вещи. Первая — стоит снизить нагрузку на учащихся, считает он.
«Школьник перегружен. Возьмите учебники старшей школы по физике, химии, истории, литературе и спросите себя — вы все понимаете? Нужно все это знать, чтобы быть успешным в жизни? Выучить все на пятерки — это сколиоз, близорукость и нервный тик. Надо искать консенсус между учеными, учителями и родителями, чтобы разгружать детей», — подчеркнул экс-глава Рособрнадзора.
Второе изменение состоит в создании онлайн-сервисов, которые помогали бы мотивированным детям получать углубленные знания по разным предметам, которые школа не может дать.
«Девочка, которая набрала 400 баллов на ЕГЭ в Москве, откровенно говорит, что проходила онлайн-курсы. Школа на 100 баллов не имеет возможности учить всех», — заключил Болотов.
Читайте также:
Проживем без английского? Как отмена ВПР скажется на знаниях школьников
Раньше было хуже? Сравниваем советское и российское школьное образование
Почему дети не едят в школах: чем сейчас кормят в столовых, в чем проблема