Человечество сталкивается с шизофренией на протяжении практически всей своей истории, но причины возникновения этого странного и страшного недуга до сих пор медикам непонятны. Новое исследование британских врачей убедительно показало, что уже с самого начала болезни шизофрения поражает не только мозг и центральную нервную систему, но и практически всё тело человека.
Изначально медики Кингс-колледжа в Лондоне пытались ответить на вопрос, не является ли психоз мультисистемным расстройством? С этой целью они провели обширный метаанализ, то есть изучили данные 165 различных прежних научных исследований, в которых принимали участие порядка 13 тысяч пациентов, страдающих шизофренией. Результаты своей работы британцы опубликовали в журнале Molecular Psychiatry, уверенно придя к заключению, что шизофрения — нечто куда более масштабное, нежели просто расстройство психики.
Специалисты-психиатры хорошо знают, что больные шизофренией обычно не могут похвастаться цветущим внешним видом и крепким здоровьем. Продолжительность жизни у шизофреников заметно меньше, чем у их сверстников, и они умирают примерно на 20 лет раньше из-за множества разнообразных медицинских проблем, к которым относятся, например, сердечные заболевания, диабет и суициды.
Сегодня во врачебном сообществе широко распространено мнение, что все эти проблемы вторичны и в той или иной степени являются результатом психического неблагополучия. Действительно, бедность, бездомность, курение и социальная дезадаптация часто встречаются у больных шизофренией и рассматриваются лечащими врачами как основные причины ослабления их физического здоровья и сокращения продолжительности жизни.
Однако в последнее время появляется всё больше свидетельств в пользу того, что эти патологические изменения являются скорее фундаментальными симптомами болезни, а не её последствиями. Подтвердить данное предположение и решили британские медики. А чтобы не путаться между причинами и последствиями, все использованные ими данные касались только пациентов с первой манифестацией болезни, то есть тех больных, повлиять на качество жизни которых шизофрения ещё не успела.
— Мы объединили несколько исследований, изучили маркеры воспалений, уровни гормонов и факторы риска сердечных болезней, а также уровень глюкозы и холестерина, — рассказал один из авторов работы Тоби Пиллингер (Toby Pillinger). — Мы также привлекли данные исследований структуры мозга, уровней концентрации различных химических веществ в мозге и маркеров мозговой активности.
Результатом этого анализа стало уверенное заключение о том, что у пациентов с первичным диагнозом «шизофрения» действительно наблюдаются устойчивые физиологические изменения, касающиеся кардиометаболических и иммунных параметров.
В частности, одно из медицинских исследований, опубликованных в 2014 году, показывает, что на момент первого психотического эпизода в крови шизофреников значительно повышен уровень провоспалительных цитокинов. Объяснив его возможными нарушениями регуляции иммунной системы, авторы даже предложили использовать уровень цитокинов в качестве потенциального биомаркера для отслеживания шизофрении. В другом научном исследовании, опубликованном в 2015 году, была установлена взаимосвязь между депрессией и нейровоспалением, ещё одна относительно недавняя работа демонстрирует связь между воспалительными процессами в мозге и суицидальными мыслями.
Обнаружение широких связей между соматическими проблемами воспалительной природы и симптомами шизофрении прямо указывает на то, что чисто психиатрический подход к природе этой болезни может быть не совсем верен. Как ни удивительно, но подобные предположения высказывались уже больше ста лет назад!
Впервые на связь проблем души и тела у шизофреников обратил внимание известный германский психиатр Эмиль Крепелин (Emil Kraepelin). В начале XX века его коллеги почти единодушно считали «раннюю деменцию», как тогда именовали шизофрению, болезнью ума в чистом виде, а Крепелин настаивал на том, что она является «безумием всего тела», генерализованной системной патологией организма.
Однако Крепелину очень не повезло с современниками. Титаны психиатрии Зигмунд Фрейд и Карл Юнг декларировали психические корни едва ли не всех болезней, и полностью противоречащие мейнстриму идеи Крепелина оказались попросту проигнорированы, а затем и забыты. Кануло в Лету и сформулированное в 1920 годах предложение Крепелина использовать подробный анализ крови для диагностики психиатрических заболеваний.
Возвратившиеся к идеям классика современные медики видят несколько возможных сценариев возникновения шизофрении в свете сделанного ими открытия. Во-первых, возникающее в мозгу безумие может провоцировать телесные болезни, например, за счёт изменения гормонального фона. Во-вторых, патология может исходно развиваться в теле, постепенно воздействуя на мозг и с течением времени приводя к психиатрическим проблемам. И, наконец, в-третьих, и мозг и тело могут страдать одновременно в результате воздействия некоего «общего фактора риска» — например, голодания матери во время беременности будущим больным.
Чтобы разобраться в этих гипотезах и сделать очередной шаг к победе над болезнью, медикам потребуется провести ещё немало исследований. А нам остаётся только надеяться, что даже такие загадочные и неизлечимые пока патологии, как шизофрения, со временем сдадут позиции, а может быть, даже полностью уйдут в историю.