7 июня Верховажский суд Вологодской области оштрафовал местного жителя Юрия Шадрина на 30 тысяч рублей за пост в соцсети «ВКонтакте». Суд посчитал, что мужчина нарушил ч. 3 статьи 20.1 КоАП (распространение в Интернете оскорбляющей власть информации).

С момента принятия закона об оскорблении власти прошло меньше трёх месяцев, число возбуждённых дел по части 3 статьи 20.1 КоАП можно пересчитать по пальцам. Однако сами истории вышли очень резонансными, имена участников административных дел на слуху. News.ru разбирался в технической стороне вопроса, в процессуальном механизме, а также выяснял, как отразится на поведении пользователей новый пункт статьи о мелком хулиганстве.

Административное дело против Юрия возбудили 14 мая. Полицейским не понравился пост на его странице в соцсети «ВКонтакте». Там Шадрин поделился своим мнением и написал, что «Путин ********** не сказочный, а реальный».

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Его друзья утверждают, что так местная власть мстит мужчине за излишнюю активность: прошлым летом он организовал в селе митинг против пенсионной реформы, на который пришли 300 человек.

«Репрессивные начинания сперва реализуются в провинции»

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский в разговоре с News.ru сказал, что возбуждение первых дел об оскорблении власти именно в провинции — это закономерность.

Все репрессивные начинания сперва реализуются в провинции. В столице больше резонанса, сотрудникам не хочется с этим возиться. Кроме того, не стоит забывать, что в крупных городах у полицейских центра «Э» всё же много другой работы, а в провинции часто нечем заняться, — считает он.

Верховский предполагает, что выбор фигурантов первых дел об оскорблении власти был достаточно случайным.

Очевидно, что они это делают несистемно. Не все эти люди активисты. Когда речь идёт о серьёзных уголовных статьях, то выбор посерьёзнее. Их уже применяют исключительно к активистам. С административными обычно по-другому, процент случайностей гораздо выше, — утверждает он.

Выбор поля, в котором ищут правонарушителей, также не удивляет эксперта — во всех делах по этой статье фигурирует пока только социальная сеть «ВКонтакте».

Во-первых, она самая популярная у нас в стране. Во-вторых, недостаточно обнаружить страницу с неугодной записью, нужно идентифицировать автора. Для этого нужно получить техническую информацию от администратора сети, легче всего это сделать от администрации «ВКонтакте». Если правоохранители захотят проделать такое в Twitter, то всё, скорее всего, закончится провалом. Они не хотят рисковать, ведь в случае неудачи останется незакрытый эпизод, — говорит Верховский.

Пост – скриншот – штраф

News.ru также пообщался с адвокатом Шадрина Александром Аршиновым. Он рассказал, что протокол на Шадрина правоохранители составили, просто сделав скриншот его страницы. Аршинов уверен, что процедура должна быть сложнее: по его словам, скриншот — не узаконенный способ фиксации правонарушения.

Полицейские должны были изъять документы из компьютера, затем их нотариально заверить. Только на основании этого можно составлять протокол. Скриншот — это несерьёзно. Хорошо, что хотя бы не сделали фотографию страницы на телефон, — говорит он.

По мнению адвоката, правоохранители сейчас пытаются наработать простой механизм привлечения людей к ответственности по этой статье: рапорт сотрудника, скриншот страницы, и всё, можно направлять дело в суд.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Также Аршинов утверждает, что должен быть уточнён порядок фиксации обнаруженного правонарушения. Вместе с сотрудником органов должен при этом находиться технический специалист — осмотр нужно производить совместно с независимыми сторонами, это действие должно каким-то образом быть зафиксировано.

Адвокат настаивает, что в таких делах лингвистическая экспертиза обязательна.

Может быть, он имел в виду обратное? Полицейский должен доказать, что Шадрин хотел именно оскорбить президента. А они всего лишь привлекли в качестве специалиста учителя русского языка местной школы, который подтвердил их выводы, — говорит он.

Кроме того, Аршинов считает, что новая административная статья нуждается в уточнении. По его мнению, она настолько обширная, что по ней можно привлекать любого, кто обсуждает политические процессы.

Если уж и привлекать к ответственности за оскорбление, то нужно уточнить критерии для этого. На мой взгляд, возбуждать дела за оскорбление власти можно при наличии трёх условий. Первое — должен быть назван конкретный государственный орган, к которому относится человек, и его имя. Например, «министр обороны Сергей Шойгу» и далее по тексту. Второе — должна содержаться оскорбительная, не соответствующая действительности фраза. Третье — должно быть написано, почему, — уверен адвокат.

Ранее News.ru писал о том, что жителя Миасса привлекли за пост о проблемах с водой в городе.