Как и шесть лет назад, основной задачей для чиновников всех уровней, от правительства до муниципалитетов, станет выполнение майских указов президента. Именно это станет критерием оценки работы большинства политиков и чиновников.
Своим указом Владимир Путин ставит задачу увеличить численность населения и продолжительность жизни, повышение уровня жизни, создания комфортных условий для проживания. Уже сейчас эксперты оценивают выполнение майских указов — 2 в колоссальную цифру — 6 триллионов рублей.
Не случайно первое заседание с вновь назначенными вице-премьерами председатель правительства Дмитрий Медведев посвятил этому вопросу и прямо поставил задачу — ищите деньги. Народ понял — опять полезут в карманы регионов.
Собственно, так было и с прошлым майским указом — 2012. Правительство изящно поручило субъектам обеспечить повышение зарплат учителям и врачам из собственных средств. Так и не объяснив, откуда им брать такие колоссальные деньги: мол, теперь это ваша головная боль, а мы вот все распоряжения дали, и наша совесть перед населением чиста. Мы только спрашивать грозно будем. Поэтому регионы и сейчас замерли в тихом ужасе.
Если кто-то считает, что все доходы региона там и остаются, то это далеко не так. Сейчас действует такое правило, что любые доходы вначале уходят в так называемый федеральный консолидированный бюджет. И только затем Москва возвращает часть из них.
На самом деле схема таких начислений довольно сложная, там учитываются многие показатели — количество населения в регионе, инфраструктурные проекты, специальные проекты и многое другое.
Любые налоги имеют три уровня — какие-то всегда и при любых обстоятельствах сразу направляются в федеральный бюджет. Вторые — считаются региональными, третья часть, самая мизерная, остаётся в муниципальных бюджетах. Например, нефтяные налоги сразу идут в федеральный бюджет, а вот региону достанутся налоги на прибыль и на имущество предприятий, которые зарегистрированы там.
Процент возврата не одинаковый и варьируется от 12% до 119%. То есть от кого-то забирают чуть ли не всё, а некоторым дают больше, чем те зарабатывают, и эти регионы считаются дотационными. Получается, чем богаче регион, тем больше у него изымают. Но при этом сейчас только 14 регионов из 85 отдают больше, чем получают. Больше всего страдает Ханты-Мансийский автономный округ: передавая федеральному центру 1,6 трлн руб, он получает обратно лишь 189 млрд руб.
Но там и население невелико, а потому субъект всё равно считается богатым. В Татарстане уже сложнее: регион густо населён, а возвращаемых денег уже не хватает. В 90-е годы большая часть доходов оставалась на месте. К тому же и зарплаты здесь сейчас стали крайне низкими, гораздо меньше объявленных официально. Всё это становится причиной для недовольства населения и опасений региональных руководителей.
Поэтому богатые регионы считают эту схему крайне несправедливой, поскольку большая часть денег успешным не достаётся. При этом постоянно увеличивается нагрузка — всё чаще «делегируют» полномочия по финансированию тех или иных проектов, как это случилось с повышением зарплат учителям и врачам.
Остаётся манипулировать статистикой и отчётностью. Поэтому не удивительно, что время от времени возникали публичные скандалы — средняя зарплата педагога или врача объявлена такой-то, а по факту она в два-три раза ниже. Другим последствием стала тотальная «оптимизация» школ и больниц. Дошло до того, что в каких-то местностях закрылись школы и медучреждения, которые были ещё до революции. То есть стало хуже, чем при царе.
На этом фоне время от времени раздаются возмущённые голоса руководителей регионов. Сейчас на слуху, как поспорили первый вице-премьер Силуанов с мэром Москвы Собяниным на ПМЭФ. Главный финансист страны предложил вернуть налоги крупных корпораций из столицы в регионы их фактической деятельности, на что получил резкую отповедь градоначальника.
И это не первая их стычка. Пару лет назад нечто подобное уже приключилось на Московском финансовом форуме. Тогда Собянин тоже возмущался постоянным желанием Минфина «отобрать и поделить».
Через пару месяцев на сессии регионального парламента с подобными претензиями выступил президент Татарстана Минниханов. Тогда он прямо заявил, что система перераспределения бюджетных средств несправедлива и большая часть доходов должна оставаться в республике. Заявление получилось громим и резонансным, федеральные власти остались весьма недовольны, и с этого момента наблюдается заметное охлаждение между Кремлём и Казанью, которое вполне может в конечном итоге вылиться со временем в смену татарстанского руководства.
Причём в качестве неудовлетворительного фактора работы как раз могут быть предъявлены снижение доходной части региона и большой долг. Как это случилось с губернатором Магаданской области Владимиром Печёным, которому в вину эксперты как раз поставили выросший долг с 3 до 15 млрд рублей, который он наверняка потратил в том числе на исполнение прошлых майских указов. Так что правительству России действительно придётся крепко думать, где искать деньги на исполнение нового майского указа и как сделать регионы богаче.