Неприятный инцидент во время полёта натовского истребителя над Прибалтикой показал, что нештатные ситуации с боевой авиацией угрожают мирным жителям, которым не посчастливилось оказаться в зоне поражения. Хотя военные уделяют пристальное внимание совершенствованию механизма защиты от аварий и стараются максимально исключить влияние человеческого фактора, истории известны не только случаи несанкционированного запуска тактических ракет, но и сброса ядерных бомб.
7 августа испанский истребитель Eurofighter Typhoon произвёл во время учебного полёта в небе над Эстонией несанкционированный пуск ракеты класса «воздух — воздух» AMRAAM. Местные жители сообщили журналистам, что в обозначенное время слышали громкий взрыв и уверены, что он «точно связан» с несанкционированным пуском. «Мы были на улице, и что-то взорвалось. Мы с женой посмотрели друг на друга и подумали, что началась война. Это было не близко, но удар был увесистый... Это не могло быть совпадением», — цитирует 8 августа издание Delfi жителей одного из поселков неподалёку от Тарту. Радиус запущенной с испанского истребителя всепогодной управляемой ракеты A-120 AMRAAM составляет до 10 километров. Ракета оснащена системой самоликвидации на случай непредвиденной ситуации, однако эстонские военные не исключают, что эта система могла не сработать в результате технической неисправности. «В случае соприкосновения с землёй «ракета, очевидно, взорвалась», — заявил глава ВВС Эстонии Рийво Валге. Он призвал не спекулировать на эту тему и «не искать виновных», добавив, что в случае, если ракета упадёт «кому-то на крышу», пострадавшему следует «немедленно сообщить об этом».

Вероятность ошибки пилота в данной ситуации невелика, отмечает News.ru бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации Валерий Горбенко.
«Теоретически лётчик мог по ошибке нажать на гашетку и запустить ракету, но ему нужно также провести ещё несколько операций, чтобы подготовить оружие к пуску. Это существенно снижает роль человеческого фактора в подобных инцидентах». По мнению Горбенко, в ситуации с испанским Eurofighter мог произойти технический сбой в электрической цепи, «когда при каких-то манипуляциях с оборудованием она замкнулась и в итоге пошла ракета». «Рано делать какие-то выводы о техническом состоянии истребителя или квалификации пилота. Хотя случай, конечно, уникальный», — считает эксперт.
Западные издания отмечают, что инцидент может отразиться на репутации НАТО. «Это нехороший сигнал для Испании, которая входит в число членов НАТО, меньше всего тратящего средств на оборону... и плохо для всего Североатлантического альянса», — отмечает The War Zone. В России иронично отреагировали на внештатную ситуацию в эстонском небе. Сенатор Алексей Пушков написал в своём Twitter, что эстонцам следует больше опасаться авиации Североатлантического альянса, чем российской угрозы.

Самолёты НАТО в небе над Восточной Европой могут нести на своём борту более мощное, чем ракеты «воздух — воздух», оружие. В 2014 году заместитель министра обороны России по международному сотрудничеству Анатолий Антонов заявлял, что Соединённые Штаты обучают применять ядерное оружие лётчиков польских ВВС, тем самым расширяя список стран — членов НАТО, имеющих доступ к арсеналу. В период холодной войны, когда американские и советские самолёты совершали регулярные патрульные вылеты с ядерным оружием на борту, известны случаи несанкционированного сброса ядерных бомб. Портал News.ru подробно рассказывал о самых известных подобных инцидентах с участием американских ВВС. Сброс бомбы, как правило, намеренно осуществлялся пилотами во время возникновения технической неисправности или при аварии.
Нештатная ситуация в воздухе с ядерными гравитационными бомбами и оснащёнными ядерными боеголовками ракетами сейчас вряд ли возможна, полагает Горбенко: «И советские, и американские самолёты предпочитают без веской на то необходимости не носить ядерное оружие на борту, а для манёвров и учений, предусматривающих отработку ядерного удара, сейчас используют имитационные боеприпасы». Эксперт не считает, что настанут времена, когда российские и натовские самолёты снова выйдут на боевое патрулирование с ядерными бомбами и ракетами на борту, поскольку «обстановка в мире ещё не настолько напряжённая». Даже в случае, если в воздух всё-таки поднялся самолёт с ядерным оружием и возникли неполадки, на гравитационных ядерных бомбах предусмотрена возможность сброса без установки на взрыв, добавляет Горбенко: «В таком случае она падает на землю как простая болванка. Правда, и тогда есть риск заражения местности в районе её падения».