Москва вошла в «пятёрку» мегаполисов по организации медицинской помощи населению по версии PricewaterhouseCoopers (PwC). Благодаря чему это стало возможно — в данном вопросе разбирался News.ru.
Наша столица в рейтинге уступила только Сиднею, Нью-Йорку, Сингапуру, а также Лондону. Казалось бы, все проблемы здравоохранения, о которых принято так часто говорить, вдруг взяли и исчезли. Но давайте уточним, за счёт чего Москва вошла в топ лучших городов.
Как пояснила заместитель генерального директора по медицине Международного медицинского кластера Влада Сайфетдинова, данные отчёта PwC представляются вполне достоверными, поскольку подтверждаются оценками других экспертных организаций.
Москвичи оценивают качество врачебной помощи низко, поскольку столичная система здравоохранения, при всех ее достоинствах, пока что недостаточно ориентирована на два современных глобальных тренда: во-первых, на цифровизацию здравоохранения — прежде всего, в аспекте дистанционной медицины, во-вторых, — на создание комфортной атмосферы для пациентов.

«Что касается первого фактора: цифровизации. Во всех мегаполисах, опередивших Москву в рейтинге PwC, система здравоохранения подстраивается под образ жизни современных горожан, которые вечно заняты, куда-то бегут и не могут найти лишнюю минуту в своем плотном графике. Именно поэтому муниципальные клиники в этих мегаполисах максимально нацелены на дистанционное оказание услуг населению: например, в Лондоне горожане могут описать свои симптомы врачу в , через встроенный в приложение чат, и тут же записаться к врачу. Также никто не пытается решить проблему избыточного лишнего веса либо искоренить злоупотребление и никотиновую зависимость лекциями — для этого есть мобильные приложения на смартфоне, помогающие гражданам самостоятельно следить за своим здоровьем, разработка которых поддерживается, в том числе, на уровне государственного регулятора», — сказала она.
Но есть и более традиционные способы. Так, в Сиднее — одном из лидеров рейтинга PwC, действует сеть мобильных стоматологических клиник, которые ездят к детям в школы и к старикам в дома престарелых. То есть, образно говоря, если у нас в столице, ближе к северному полюсу планеты, популярен мобильный шиномонтаж для автомобилей, то в Сиднее, ближе к южному полюсу, востребован такой же мобильный монтаж, но стоматологический и для пациентов.

По мнению эксперта, не менее важно и создание комфортной атмосферы для пациентов. К сожалению, у нас в стране до сих пор распространена философия, согласно которой доктор должен быть сконцентрирован только на решении врачебных задач. Однако психологическое самочувствие больного имеет не меньшее значение — исследования показывают, что правильно мотивированный пациент, который чувствует себя в процессе лечения комфортно, имеет больше шансов на выздоровление.
И именно на недружелюбное отношение врачей, по данным опросов, чаще всего жалуются пациенты в столице России и по всей стране в целом: на то, что врач уделил мало времени на осмотр, на то, что рассказал мало о поставленном диагнозе и прогнозе, в общем — на недостаток именно человеческого общения.
Поэтому очень важно изменить философию отношений между пациентом и врачом: житель нашего города, приходя на прием в клинику, должен почувствовать себя именно клиентом, окруженным заботой. В ведущих медучреждениях мира, в частности, принято в этих целях минимизировать любые факторы, которые могут наводить пациента на мысли о болезни.

«Умные клиники» и «умные больницы» организованы сейчас, скорее, как первоклассные гостиницы, начиная с дружелюбного дизайна клиник и продолжая «умными кроватями», которые поддерживают необходимые показатели света, температуры, и т.д., индивидуально подходящие тому или иному конкретному пациенту. С этой же целью используются и другие решения, призванные психологически облегчить пациенту лечение. Например, это симуляторы виртуальной реальности, объясняющие как происходит процесс лечение (специальные VR-очки, надевая которые, пациент может понять, как движется лечение глаукомы и других зрительных нарушений). И еще одно направление — групповые приёмы, в ходе которых врач принимает сразу нескольких пациентов с общей симптоматикой, и которые благодаря этому длятся не 5–10 минут, а от 40 минут до одного часа.
Чтобы пациенты были довольны качеством оказываемых медицинских услуг, медицину надо больше развернуть лицом к жителям мегаполиса — как в плане цифровизации, так и философии взаимоотношений пациента и врача, считает Влада Сайфетдинова. Это необходимо сделать не из каких-то абстрактных побуждений в духе «чтобы все были довольны» — довольными априори все потребители быть не могут, это в человеческой природе. Важнее тот факт, что благодаря этому можно существенно увеличить продолжительность жизни в столице, которая, по данным отчета PwC, находится на низком уровне несмотря на высокое качество системы городского здравоохранения.
Позитивно настроенные к сфере медицинских услуг граждане более склонны к тому, чтобы сделать здоровье одним из своих жизненных принципов: чаще проходят регулярные онкологические скрининги, следят за самочувствием с помощью специальных мобильных приложений, не стесняются думать и говорить о своем здоровье и обращаться к врачу.