11 июля 1943 года наступил пик Волынской резни. Бойцы Украинской повстанческой армии атаковали 150 сёл, населённых поляками, были убиты тысячи человек. Не жалели никого — ни детей, ни стариков, ни родственников-поляков. Людям разбивали головы мотыгами, вспарывали животы, заживо распиливали. Всего на Волыни погибли около 70 тысяч поляков. Бойцы Армии Крайовой, подчинявшиеся польскому правительству в изгнании, пытались взять реванш и уничтожили несколько украинских сёл, там погибли от 2 до 3 тысяч человек.

Вторая мировая война приучила людей к жестокости, к тому, что человеческая жизнь ничего не стоит, но у Волынской резни давние корни. На входивших в состав Речи Посполитой украинских землях столетиями лилась кровь. Национальная рознь усугублялась религиозной, крестьянские и казацкие восстания жестоко подавлялись. Когда казакам удавалось взять реванш, они платили за это с лихвой. После восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны 1654–1667 годов Украина лежала в руинах. Казаки вырезали около 150 тысяч евреев и тысячи шляхтичей, сотни тысяч украинцев погибли и были угнаны в Крым татарами, союзниками Хмельницкого.

Польская и украинская кровь лилась и в ХVIII веке — во время восстания Гонты, и в ХХ — во время польско-украинской войны 1918–1919 годов, и во время жестоких расправ Пилсудского, и в результате совершённых боевиками ОУН-УПА терактов.

На входившие в состав Польской Республики украинские земли переселяли поляков, в украинских школах не преподавали украинский язык. В результате национальное украинское государство становилось почти религиозной идеей, а украинский национализм принимал крайние формы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Убитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне несуществующего)Фото: wikipedia.org/public domainУбитые в результате действий УПА-ОУН(б) жители села Липники (ныне несуществующего)

Работавшая против Польши немецкая разведка с начала 30-х годов делала ставку на украинское сопротивление, устанавливала с ним контакты, заводила в его среде агентов. Самостоятельное украинское государство Гитлеру было ни к чему. Поляков убивали и солдаты эсэсовской дивизии «Галичина», и украинская полиция. УПА убивала ради себя, а не для немцев, так она строила будущее украинское национальное государство.

Польское эмигрантское правительство не представляло, с кем имеет дело, и пыталось договориться с украинскими националистами о совместной борьбе. Но его эмиссар поручик Зигмунт Румель попал в руки украинского полевого командира, который одновременно был агентом немецкого абвера. Румеля пытали, а затем, в духе Богдана Хмельницкого, разорвали лошадьми.

После войны польско-украинское противостояние смягчили депортации, обмен населением: оказавшиеся на территории СССР поляки были выселены в ПНР, Польша депортировала украинцев. И если украинские депортации в основном проходили мирно, то в Польше довольно долго продолжалась партизанская война.

Затянулась она и на Украине, сопротивление ОУН-УПА удалось подавить только к середине 50-х годов. А партизан Илья Оберишин, он же Стецко, Кобзарь и Охрим, вышел из подполья только в 1991-м — все эти годы последний боевик УПА жил без советских документов.

Эти люди убивали, не испытывая никаких сомнений. Они были так сплочены и мотивированы, что стали большой силой в ГУЛАГе, из-за них лагеря становились неуправляемыми. На независимой Украине их считают героями, но на её истории Волынская резня лежит позорным пятном.