В тёмные времена зари человечества каннибализм был не просто средством ликвидации дефицита белковой пищи, но и особым мистическим обрядом, посредством которого потреблявшие человеческую плоть мечтали обрести силу и выносливость своей жертвы.
Прошли века. Но вот в наши дни, 11 сентября 2017 года, в районе краснодарского авиагородка был найден мобильный телефон, в памяти которого хранились фотографии 35-летнего местного жителя с частями тела погибшей женщины. Личность мужчины установили, его задержали. 12 сентября на территории военного авиационного училища по ул. Дзержинского были найдены и останки его жертвы.
Представители СУ СК РФ ограничились коротким комментарием о возбуждении уголовного дела. Через неделю в социальных сетях начала распространяться информация, что речь идёт о семье каннибалов, которые убивали людей, ели их же и делали из останков консервированные заготовки. В ночь на 25 сентября в Интернете была опубликована анонимная справка, якобы составленная сотрудниками полиции, — в ней детально рассказывалось о том, как был задержан подозреваемый в людоедстве мужчина.
Взорвалась информационная бомба. Популярные телеграм-каналы, в свою очередь, начали без ссылок писать о том, что жертвами каннибалов стали около 30 человек, а сама семья краснодарцев занималась людоедством с 1999 года.
Также стало известно, что через несколько дней после задержания 35-летнего краснодарца была арестована и его жена. По некоторым данным, с женщиной работал приглашённый из другого города психиатр, после чего она начала давать признательные показания.
В свою очередь пресс-служба СУ СКР РОФ по Краснодарскому краю подтверждает задержание краснодарской семьи, но уточняет, что уголовное дело возбуждено пока только по одному факту — речь идёт о мужчине, который фотографировался с останками женщины. Информацию об остальных случаях, о которых рассказывается в соцсетях, сейчас проверяют следователи.
Маньяки-людоеды советские и постсоветские
Николай Джумагалиев. Впрочем, чему тут удивляться? Каннибалы давно заняли почётное место ещё в советских криминальных хрониках. Понятно, что их кулинарные пристрастия не афишировали, но имя Николая Джумагалиева прогремело. Психологи долго гадали, когда у него произошёл своеобразный психический надлом. По одной из версий, это случилось после того, как он, любитель женщин, заболел сифилисом и трихомониазом и решил мстить всем представительницам прекрасного пола.
Другие считали, что его потрясла книга «Чёрный туман» с описаниями самых жестоких первобытных ритуалов. Особенно-де Николая заинтересовало описание того, как древние германцы, испив человеческой крови, могли предсказывать будущее. И маньяк решил таким путём развить в себе сверхспособности. Так или иначе, но к моменту его первого ареста за убийство коллеги-пожарного за его спиной было уже не менее пяти расчленённых трупов женщин. Пять нераскрытых убийств. Но за убийство коллеги Николай получил диагноз «шизофрения» и год принудительного лечения.
Через год он вышел на свободу и вернулся к прежней практике каннибализма. На этот раз он был разоблачён своими же дружками. И отправился на лечение уже на восемь лет. Затем был побег, несколько лет скитаний, проведённых в горах. Новое задержание, отправка навечно в специальную закрытую клинику. После обретения Казахстаном независимости его следы теряются.
Сергей Головкин по кличке Удав. Трудно сказать, когда болезненный, замкнутый подросток превратился в беспощадного маньяка. Есть версия, что его, окончившего школу с серебряной медалью, учившегося в Тимирязевской академии, однажды избили и унизили какие-то гопники. И после этого Головкин был одержим только мечтами о мести. Правда, то, что его месть оказалась направленной исключительно на подростков, можно объяснить его сексуальной ориентацией. С 1990 по 1992 год в подвале своего гаража Головкин изнасиловал, убил, расчленил восьмерых подростков. Плоть своих жертв он поджаривал на паяльной лампе и ел. А кожу зачем-то засаливал. Головкин был признан вменяемым и расстрелян в 1996 году. Он стал последним из казнённых преступников в России.
Андрей Чикатило. В Ростове-на-Дону другой маньяк, Андрей Чикатило, решивший уже на суде поиграть в украинского националиста, сознался в 65 убийствах, из них были доказаны 53 преступления. Его жертвами в основном являлись молодые женщины. Он не только убивал, но ещё и получал дополнительное сексуальное удовлетворение, поедая части тел своих жертв. Установлено, что носы, языки, соски и половые органы убитых им людей зачастую были откусаны. Характерно, что его сын, публично клявшийся в любви к папе, также оказался преступником. Правда, о его пристрастии к каннибализму ничего не известно.
Алексей Суклетин. Каннибал из Татарстана, как свидетельствуют материалы следствия, убил, расчленил и съел вместе со своими соучастниками семь девочек и молодых женщин в 1979–1985 годах. Проведённые в его саду раскопки позволили собрать четыре мешка человеческих костей. Мало того, его подельница Мадина Шакирова продавала соседям человеческое мясо под видом «коровьей вырезки». Маньяк был арестован летом 1985 года, а расстрелян в 1987 году.
Александр Спесивцев. Серийный убийца из Новокузнецка с февраля по сентябрь 1996 года насиловал, пытал, убивал и ел женщин и детей. На его счету четыре доказанные жертвы. Ужас ситуации заключался ещё и в том, что последних трёх жертв, трёх малолетних девочек, маньяку на съедение привела его мать. Спесивцев убил сначала одну девочку, затем вторую. Маньяк заставлял последнюю жертву расчленять тела и есть суп из мяса собственной подруги и сам ел его. Попался он случайно. Во время планового обхода бригада сантехников постучалась в квартиру каннибала, так как он не открывал, дверь взломали и обнаружили тела. Но настала другая эпоха. И каннибала не расстреляли, а приговорили к принудительному лечению.
Сергей Копай, Евгений Турочкин, Михаил Вершинин. Земляки Николая Джумангалиева не просто оказались убийцами и садистами. Свои извращения они ещё и превратили в доходный бизнес.
В Алма-Ате в 1998 году стали исчезать женщины, занимавшиеся проституцией. Одновременно в мусорных контейнерах нашли останки одной из пропавших девушек. Затем фрагменты тел были найдены в разных районах города. Анализ показал, что все жертвы были накачаны наркотиками. И за всеми этими преступлениями стояли трое — Сергей Копай, Евгений Турочкин и Михаил Вершинин. Тела убитых они мариновали, жарили из них шашлык и делали пельмени, а «фарш» продавали на рынке. Двое людоедов были приговорены к высшей мере наказания, а Турочкин — к восьми годам тюрьмы.
Иван Лебедев. Человек сугубо мирной профессии, повар, как потом выяснилось, не мог противиться желанию попробовать человеческое мясо. И вот в 2011 году Лебедев познакомился в Интернете с 32-летним мужчиной, пригласил его в гости. А затем убил его и, как утверждал сам, съел. Вот только доказательств такой трапезы следствию обнаружить не удалось. Так и осталось тайной, действительно ли Лебедев осуществил свою «мечту» или признание стало плодом его болезненного сознания. После соответствующей психической экспертизы Лебедева направили в стационар специализированного типа.
Психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов, специально для News.ru:
— Увы, людоедство, вообще, было, есть и будет. Вопрос, в каких количествах и где. И вот интересная параллель — волки не едят друг друга. Любую дичь они, живность могут съесть, а соплеменника — ни под каким видом. Но людоедство среди людей известно довольно давно. Яркий пример — тюремные истории. Когда авторитетные уголовники готовят побег и приглашают участвовать в побеге какого-то малоинтересного человека. Его так и называют — «мясо». На жаргоне. Они бегут. Тайга, холод, голод, они уходят от погони. И наконец, когда уже силы подходят к концу, они съедают того слабого, которого позвали с собой. Это было и, увы, это остаётся в психологии людей.
Теперь следующий вопрос. Мне приходилось участвовать в качестве эксперта по такому случаю. В тогда ещё Ленинграде стали пропадать женщины, и выяснилось, что их убивает мужчина лет 30. Жил он вдвоём с матерью, работал где-то грузчиком. Жили они в коммунальной квартире. И вот он время от времени приносил очень хорошее мясо и угощал им соседей. Откуда мясо? Объяснял: когда грузили на отправку в магазин, осталось несколько кусочков. И соседи ели с удовольствием, и старенькая мама тоже ела и хвалила.
Другой случай был в Челябинске. На рынке объявился человек, который поставлял на мясокомбинат мясо со своей фермы. И поскольку у него мясокомбинат забирал не всё, то остальное он привозил на рынок. Интересно, что на каждом рынке идёт проверка мясных продуктов, санитарный врач ставит штамп «проверено». И вот на мясе от этого человека были эти штампы. Люди ели, покупали, были довольны. А лишь одна женщина — пенсионерка, в прошлом санитарный врач, задумалась: что это за странное мясо? И отправилась с ним в милицию. И выяснилось, что это человечина.
Вот такие страшные случаи. Но сегодня мы имеем дело со сверхстрашным. Некоторые детали я знаю от следователей, но не буду их разглашать. Но ведь даже с позиций стороннего наблюдателя эта история шокирует. Хотя бы тем, что герои её — совершенно дегенеративный мужчина, с чертами психопата, злобный, и полная противоположность ему — благодушная, но дефектная в психологическом отношении женщина с синдромом. И вот такой они нашли способ кормить себя...
Однако, тут куда интересней другой вопрос, который возникает. Тот, что они довольно долгое время этим занимались. И их никак не могли найти, вычислить. Да и попались-то они случайно. Вот этот момент в данной истории мне кажется очень важным. Столько лет! Такое количество жертв! Такое количество пропавших! Но что же полиция?! Ведь Краснодар — город не маленький. Да, людоеды жили на отшибе. Но что же полиция-то не могла никак выйти на след пропавших без вести? Вот это смущает.
А между тем в России пропадает огромное количество людей. Тысячи. И это страшная, огромная проблема. В том числе потому, что это очень сложная категория для сыщиков. Сегодня поиском пропавших без вести в России занимаются в основном добровольцы. И общего навыка, общего взгляда на пропажу людей нет. В Америке специальное подразделение выделено искать без вести пропавших. И у них раскрываемость таких преступлений во много раз выше, чем у нас. И вот смотрите, что происходит. В делах разведки и контрразведки мы американцев хоть на полшага, но опережаем. А здесь, извините, бытовуха, пропадают люди, женщины, дети. Но американцы серьёзно опережают нас. Новый министр ведёт дело правильно, но он только принял это хозяйство. У нас хорошо работают по карманникам, по классическим убийцам — в чистом виде, когда где-то на улице или в квартире труп лежит. Особо тяжкие раскрывают хорошо. А неизвестные исчезновения — увы. И сколько людей просто выходят из дома и не возвращаются? И сколько их, таких, в мирное время без вести пропавших... Здесь у нас пока очень слабое место.