16 сентября 2017 в 14:52

Скорость на принудительной передаче

Во всем мире рост продаж электромобилей держится исключительно на государственных дотациях

Фото: SOHA.VN

Продажи автомобилей на электрической тяге демонстрируют бурный рост, и кажется, что с каждым годом он будут все ускоряться, потому что электродвигатели настолько захватили широкие массы, что альтернативы уже нет. Но это, как выясняется, не совсем так, или даже совсем не так.

По данным Bloomberg New Energy Finance, в 2106 году в мире было продано 774 тыс. легковых электромобилей и подключаемых гибридов, что на 42% больше, чем в 2015 году. К концу 2016 в мире насчитывалось более 2 млн. электрических и гибридных автомобилей. Правда, в рамках глобального автомобильного рынка занимаемая ими доля — 0,86% — мизер по сравнению с автомашинами с двигателями внутреннего сгорания. Однако за период с 2013 года объем продаж электромобилей увеличился в три раза. С учетом такой динамики эксперты прогнозируют, что к 2030 году 8 из 10 машин будут на электрической тяге.

Но прогнозы, как известно, вещь неблагодарная, и нынешнее состояние этого рынка говорит о том, что прогнозируемого роста может и не быть, так как он держится исключительно за счет искусственного стимулирования спроса.


Китай: с небес на землю

Самый бурный рост рынка электромобилей, как, впрочем, многих других сфер, демонстрирует Китай.

В 2015 году в Китае, по данным министерства промышленности и информатизации страны, было продано 370 тыс. электромобилей и гибридов, в 2016 году — 507 тыс. Сейчас в Поднебесной насчитывается более 1 млн. таких транспортных средств. Спрос на электромобили активно стимулировался государством. Каждый покупатель электрокара в Поднебесной получает от государства компенсацию в размере около 35% от его стоимости. Судя по общим цифрам, именно это и обеспечивает рынку такой ошеломительный рост. Только в 2015 году правительство потратило на поддержку торговли электрическими автомобилями 4,3 млрд. евро, за счет чего объем продаж увеличился в четыре раза. Но стоять только на этом, как выяснилось, китайский рынок не в состоянии.

Первый, причем громкий звонок прозвучал в начале этого года. В январе в Китае было продано всего 5,6 тыс. гибридов и электромобилей. При этом продажи автомобилей с гибридной силовой установкой упали на 68% — до 4,9 тыс., а электромобилей — на 90%, на них нашлось только 704 покупателя. По данным Китайской ассоциации автомобильной промышленности, такое сильное падение вызвано сокращением количества моделей, на покупку которых власти выделяют субсидии. В 2016 году в списке субсидируемых транспортных средств значилось 2,1 тыс. моделей, а в январе 2017 года — только 185. В декабре 2016 года министерство финансов КНР объявило о сокращении на 20% субсидий при покупке гибридных и электромобилей.

Китайское правительство объявило, что планирует последовательно снижать объем субсидий на покупку электромобилей и к 2020 году полностью откажется от поддержки этой сферы. Предполагается, что рост объема продаж обеспечит естественный потребительский спрос, и к 2025 году парк электромобилей в стране достигнет 5 млн. единиц. Но, по оценкам агентства Fitch, рост может существенно замедлиться, так как из-за отмены системы субсидий снизится экономическая привлекательность электромобилей по сравнению с автомашинами с двигателями внутреннего сгорания.


Не все спокойно в Королевстве Датском

Европейские страны тоже демонстрируют рост по объемам продаж электромобилей, но тоже за счет госсубсидий.
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в первом квартале 2017 года в странах Евросоюза увеличение продаж в среднем составило 30%. Среди лидеров — Швеция (80%), Германия (78%), Бельгия (40%).

До недавних пор лидирующие позиции в Европе занимала и Дания. Но все начало меняться в 2015 году, когда правительство объявило о постепенном сокращении налоговых льгот при покупке электромобилей. Результат не заставил себя долго ждать: если в 2015 году в стране было продано 2738 автомобилей Tesla, то в 2016 году — всего 176 единиц.

В первом квартале 2107 года продажи электромобилей в Дании рухнули на 60%. Как сказал в интервью агентству Bloomberg глава Датского электромобильного альянса Ларке Фладер, новый налоговый режим «полностью уничтожил рынок».


Немецкая загадка

Но, как оказывается, и щедрые госсубсидии не всегда и не везде стимулируют увеличение продаж электромобилей.

В апреле 2016 года правительство Германии после долгих споров приняло решение о выплате денежных дотаций за на покупку электро- и гибридных автомобилей. В рамках программы, которая вступила в силу 1 июля 2016 года, покупатель электромобиля получает дотацию в размере 4 тыс. евро, гибрида — 3 тыс. евро. Половину этой суммы выплачивает государство, другую половину — автопроизводители.

Действие программы распространяется на автомобили не дороже 60 тыс. евро. Всего на программу, в том числе на строительство новых зарядных станций, было выделено 1,3 млрд. евро. Планировалось, что в рамках программы будут продано порядка 400 тыс. автомобилей.

Однако немцы крайне вяло отреагировали на льготы. По состоянию на конец августа 2017 года за получение субсидий было подано в общей сложности 30034 заявки, в том числе 17606 — на чисто электрические автомашины, на что ушло 108 млн. евро. Что будет теперь с этой программой, никто не знает.

Игорь Нагольнов
И. Нагольнов