Совсем скоро Россия сможет открыть для себя новый источник инвестиций. Деньги в прямом смысле этого слова польются в казну рекой, так как ухудшение климата в связи с глобальным потеплением может привести к тому, что Северный морской путь (СМП) станет для нас новым Суэцким каналом.
О том, что экологическая катастрофа планеты может сыграть на руку России, пишет The Washington Post. Так, ускоренное таяние льдов приведёт к тому, что у ныне действующего морского экономического центра — Суэцкого канала — будет бизнес-альтернатива. Ведь подавляющая часть Северного морского пути — это исключительная экономическая зона России. И в данном случае время и затраты на транспортировку товаров и грузов из Европы в Америку и Азию заметно сократятся. Москва при этом получит экономический контроль за торговым маршрутом с соответствующей прибылью за работу ледоколов и навигацию. Погода позволяет создать из арктических льдов своеобразные коридоры, по которым смогут проплыть танкеры.
Но, несмотря на все сложности этого маршрута (речь прежде всего идёт об опасных условиях, которые сохраняются даже летом), время, которое будет затрачено на транспортировку, станет неоспоримым козырем. Так, к примеру, если корабль отправится из Южной Кореи в Германию, то на преодоление Северного морского пути он затратит в два раза меньше времени, чем через мыс Доброй Надежды, расположенный в ЮАР.
В настоящее же время Северный морской путь используется Россией для связи между Дальним Востоком и европейской частью республики.
Поводом для публикации The Washington Post стал пробный запуск по Северному морскому пути первого контейнеровоза логистической компании Maersk, анонсированный в конце августа. Перевозчик задался целью проверить, насколько короткий путь через российскую Арктику может заменить перевозку грузов через Индийский океан и Суэцкий канал. Судно компании отправится из Владивостока в Санкт-Петербург с грузом рыбы и замороженных продуктов. Однако в Maersk пока не рассматривают Северный морской путь как реальную альтернативу главной транспортной артерии Евразии.
Примечательно, что в 2017 году грузооборот Суэцкого канала превышал грузооборот Северного морского пути в 5 тысяч раз.
«Дорога жизни»
Как отмечает трейдер-аналитик компании «ФинИст» Андрей Перекальский, в условиях самоподдерживающегося процесса ужесточения санкций со стороны Запада, направленных против России, СМП вновь, как и в годы Второй мировой войны, может стать той «дорогой жизни», которая поможет нашей стране не только пережить санкции, но и укрепить своё положение в качестве великой морской державы и главного транзитёра товаров на важнейшем морском торговом пути из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион и обратно.
«Таким образом, роль СМП для России и вообще международной морской торговли будет не менее значимой, чем Суэцкого канала на Ближнем Востоке или Панамского канала в Америке. Фактически речь идёт о морском аналоге нового китайского Великого шёлкового пути, который, к слову сказать, проходит южнее нашей территории и приносит пользу китайцам и среднеазиатам, но никак не нам», — сказал Перекальский.
Правительство РФ намеревается инвестировать значительные средства в развитие инфраструктуры СМП, что положительно скажется и на наших внутренних морских перевозках, и на экономическом развитии прилегающих территорий.
По мнению ведущего аналитика Forex Optimum Ивана Капустянского, северный путь из Азии в Европу уже давно рассматривают как будущую альтернативу южному.
«Причины понятны. Доставка по нему значительно сократит расходы как по времени, так и по физическим затратам: фонд заработной платы, топливо и так далее», — отметил Капустянский.
Сейчас путь из Азии в Европу в среднем занимает 34 дня, в то время как по северному пути корабль дойдёт до аналогичного порта за 23 дня.
Россия уже давно развивает и осваивает северный путь. Последние десять лет на севере нашей страны строится инфраструктура как военного характера, так и гражданского. Также в РФ заложены атомные ледоколы, которые будут сопровождать корабли, что в конечном счёте приведёт к круглогодичной навигации по северному пути.
В перспективе нескольких лет северный путь станет достаточно оживленной морской магистралью.
Всесезонное экономическое могущество
Валютный стратег TeleTrade Александр Егоров склонен полагать, что во все времена тот, кто контролировал торговые пути, получал как экономические выгоды, так и политическое могущество. Если в силу обстоятельств Северный морской путь станет «всесезонным», то за счёт значительного сокращения расстояний он привлечёт большое количество бизнесменов.
«Это приведёт к развитию обслуживающей его инфраструктуры и в целом к экономическому развитию прилегающих территорий. Выигрыш России здесь очевиден. Кроме того, в условиях глобальной нестабильности и роста военного и политического противостояния реализация этого проекта повысит статус нашей страны в мире», — говорит Егоров.
Таким образом, если «природа поможет», то нужно будет отблагодарить её деликатным использованием открывшихся возможностей и экологическим отношением к её ресурсам.
Из минусов этого маршрута можно отметить разве что только более жёсткое воздействие на северную природу.
Обеспечив безопасность и грамотное обслуживание трафика, Россия на долгие годы получит ещё один крупный источник в том числе и валютных доходов. И при этом он, в отличие от углеводородов, будет неиссякаемым.