Компания Vitol, похоже, решила пренебречь санкционным режимом Вашингтона. Нефтетрейдер, по данным источников, использует для транспортировки нефти корабли, подпавшие под ограничения США. News.ru разбирался в ситуации, почему Vitol игнорирует международные запреты и как её деятельность может сказаться на экологии Каспия.
Как сообщают источники
Vitol удалось заключить контракт на экспорт нефти с компанией ENOC с месторождения, разрабатываемого её «дочкой» Dragon Oil на туркменском шельфе Каспия. Изначально предполагалось, что чёрное золото будет транспортироваться на судах «ВФ Танкер» и Туркменского морского пароходства.
Но по прошествии времени Vitol зафрахтовала танкер Mekhanik Voronkov и Grigoriy Bugrov, которым в настоящее время насчитывается 48 и 45 лет соответственно. Оба корабля принадлежат Trans-Flot JSC, являющейся их оператором и находящейся в чёрном списке OFAC. И экономия на эксплуатации танкеров, которые вполне можно было бы уже пустить на металлолом, ничем хорошим закончиться не может. Эксперты опасаются, что дальнейшее использование таких кораблей может привести к экологической катастрофе.
Преклонный возраст кораблей Mekhanik Voronkov и Grigoriy Bugrov представляет чрезвычайно высокую опасность для экологии Каспия, утверждают эксперты. Внутренние стандарты не предусматривают использования флота возрастом более 15 лет, а в исключительных случаях принимаются к погрузке корабли возрастом до 25 лет. Также они должны иметь необходимое страховое покрытие P & I.

Директор Всеросссийского института природы Андрей Пешков пояснил, что существует Конвенции по Каспию, также работают постоянно действующие комиссии по Каспийскому морю, а природоохранные органы занимают активную роль по млекопитающим и шельфу.
«Это надо регулировать, потому что если один танкер сломается, а на Каспии будет жёсткое волнение — часто налетают неожиданные шторма с короткой и отвесной волной — эти старые танкеры развалятся и Каспий будет весь покрыт слоем нефти», — сказал Пешков.
В свою очередь, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко отметил, что с тех пор, как ввели двухкорпусные танкеры с 2000 года, однокорпусных практически не осталось.
«А эти, которым 40−45 лет, если это не танкеры типа „река-море“, то они однокорпусные. Суда, которые работают и по рекам, и по морю — они гораздо более долговечные, чем морские суда», — заявил эксперт.
По его словам, 45 лет — это солидный возраст для танкера, особенно для морских перевозок.
«Многое зависит и от состояния судов, а также от того, какой экипаж там. Надо смотреть, какая компания их будет эксплуатировать и какая у нее история — были ли проблемы, связанные с безопасностью мореплавания», — отметил он.
Руководитель программы WWF по экологической политике ТЭК Алексей Книжников заявил, что возраст танкера имеет прямое отношение к его безопасности, однако по его сведениям максимальный возраст такого корабля не регламентируется.
«Есть важные факторы, которые регламентируются международными стандартами, в первую очередь Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов. В частности, согласно этой конвенции, все танкеры дедвейтом свыше 600 т должны иметь двойной корпус. Согласно требованию, старые однокорпусные танкеры могут быть дооснашены вторым корпусом», — пояснил Книжников.
Но проблемам в том, что, согласно правовому статусу Каспийского моря, данная конвенция там не действует, подчёркивает эксперт.

Помимо этого, был обнаружен ещё один корабль, используемый Vitol: VF Tanker-3, построенный в 2012 году. Зарегистрированным собственником судна является компания «ВЭБ Лизинг», находящаяся под секторальными санкциями США с 2015 года. Кроме того, Vitol ведёт переговоры о фрахтовании двух кораблей — Stalingrad и Marshal Tukhachevsky.
К 10 февраля Vitol осуществила уже три погрузки нефти на данных кораблях, после чего они покинули порты Туркмении:
- 2 февраля VF Tanker-3 погружен нефтью Dragon Oil в порту Аладжа;
- 6 февраля Mekhanik Voronkov погружен нефтью Dragon Oil в порту Аладжа;
- 8 февраля Grigoriy Bugrov погружен нефтью Eni в порту Окарем.
Нефтетрейдер, по данным источников, попросту не может найти другие суда, чтобы выполнить свои обязательства, а отгружать нефть и нефтепродукты Vitol необходимо как минимум в количестве 180 тысяч тонн ежемесячно. Поэтому компания и прибегает к фрахтованию старых кораблей, да ещё и под санкциями США.
С другой стороны, из этого следует, что Vitol многократно шла на нарушение санкций. Кроме того, в эту ситуацию были втянуты компании Dragon Oil Turkmenistan LTD и Eni Turkmenistan LTD, менеджмент которых, по данным источников Report. az, вполне мог быть в курсе происходящего. Отсюда появляется довольно много вопросов, как стала возможной такая ситуация.
Что касается юридического и compliance департаментов этих компаний, то Dragon Oil и Eni взяли на себя риск быть обвинёнными в нарушении санкционного режима, а ведь большая часть взаиморасчётов производится как раз-таки в долларах США.
Согласно принятым стандартам деятельности таких компаний, прежде чем подтвердить погрузку, каждый корабль проходит обязательную процедуру веттинга, где проверяются техническое состояние судна, профессиональность управляющей судоходной компании и отсутствие проблем с международными санкциями. Следовательно, та же процедура веттинга должна присутствовать и в деятельности Vitol.
