Под общий санкционный шумок глава компании «Силовые машины» Алексей Мордашов попросил у правительства помощи и поддержки, пообещав построить отечественные газовые турбины для электростанций, подобные тем, что сейчас закупаются у германского концерна Siemens. При этом государство должно обеспечить половину расходов, необходимых для финансирования разработок. Ранее над созданием турбин большой мощности уже начала работу входящая в Ростех Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК).

Как известно, российская генерирующая отрасль за последние десятилетия оказалась в полной зависимости от западных поставщиков. Практически все электростанции в РФ сегодня работают на турбинах, производимых Siemens и GE. До какого-то момента это не было проблемой: гораздо проще было закупать уже готовое качественное оборудование за рубежом, чем разрабатывать отечественные аналоги.

Ситуация изменилась после присоединения Крыма. Необходимость снабжать полуостров электроэнергией заставила власти приступить к строительству там новых мощных электростанций. Однако поставка турбин Siemens в Крым оказалась невозможной в связи с санкциями. Россия нашла способ обойти этот запрет: официально турбины были поставлены на Тамань, а там уже через сторонние компании переправлены на крымскую территорию. Узнав об этом, западная пресса подняла шум, в результате чего немецкий концерн вынужден был начать судебное разбирательство, чтобы вернуть турбины.

На фоне этого скандала США включили в санкционный список замминистра энергетики РФ Андрея Черезова, директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго Евгения Грабчака, «дочку» госкорпорации «Ростех» компанию «Технопромэкспорт», а также концерн «Силовые машины». До этого Евросоюз ввёл санкции против Черезова, «Технопромэкспорта», а также подрядчика строительства ТЭС в Крыму компании «Интеравтоматика».

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В итоге российские власти затаили обиду на немецких машиностроителей. Выступая на Красноярском экономическом форуме, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович прямо сказал, что Siemens уже не может считаться надёжным партнёром, поскольку компания, по сути, является виновником введённых санкций. Правда, вице-премьер добавил, что Россия пока продолжает работать с Siemens, у которой «ещё есть время исправиться».

Такие мощные турбины

Отечественное энергетическое машиностроение в 90-х годах оказалось в крайне тяжёлом положении. В условиях общего упадка экономики спроса на его продукцию не было, поэтому все работы в области создания новых, более мощных турбин были свёрнуты. Когда же в 2000-х началось массовое строительство новых объектов генерации, некому было удовлетворить имеющийся спрос, да и сами отечественные технологии уже не обеспечивали мощность, необходимую для современных электростанций. В итоге правительство, купающееся на тот момент в нефтедолларах, пошло по самому лёгкому пути, начав закупать дорогостоящее оборудование за границей.

Напомним, что в СССР производили газотурбинные установки (ГТУ) мощностью до 25 МВт, тогда как потребности нынешних ТЭС — 100–200 МВт и выше. Так, для севастопольской ТЭС была поставлена турбина мощностью 168 МВт.

Планы «Силмаша» и ОДК

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/tk2

Санкции заставили российских энергетиков зашевелиться. Сейчас в рамках программы импортозамещения Объединённая двигателестроительная корпорация начала создание турбины мощностью 110 МВт, которая сейчас проходит испытания и может быть доведена до ума уже к осени. В свою очередь «Силовые машины» хотят разработать и предложить ещё более могучие ГТУ — мощностью 120 и даже 180 МВт. Однако, по экспертным оценкам, поскольку разработки начнутся с нуля, реальные промышленные образцы могут появиться не ранее чем через пять лет.

Однако этот срок слишком велик. Турбины в большом количестве могут потребоваться раньше. Правительство в настоящее время готовит программу модернизации тепловых электростанций (ТЭС) в 2021–2022 годах, где могут быть прописаны требования по обязательному использованию российского оборудования. Если такие требования будут распространяться на турбины, то их потенциальные производители могут оказаться «на коне», получив объёмный госзаказ.

При этом не исключено, что правительство предложит «Силовым машинам» и ОДК скооперироваться, чтобы успеть к сроку. Такой вариант тем более актуален, учитывая, что львиная доля финансирования работ будет осуществляться за счёт государства.

А что же Siemens?

После скандала с поставками турбин в Крым германский концерн Siemens заявил о пересмотре формата своей деятельности в РФ, установив жёсткий контроль в сфере сотрудничества с российскими энергетиками. При этом концерн продолжил реализацию начатых в России проектов. Несмотря на звучавшие в прошлом году разговоры о возможном уходе Siemens из РФ, всерьёз в такую возможность никто не верит. Кто же будет терять рынок сбыта, приносящий ежегодно сотни миллионов? Тем более что на освободившееся место сразу же придут конкуренты. Так, в сфере газотурбинного оборудования это японская Mitsubishi Electric и несколько китайских компаний, для которых американские санкции не указ. Так что германский производитель в любом случае останется в России, вот только в своей деятельности ему придётся пользоваться всё более хитромудрыми схемами.

Напомним, что сотрудничество Siemens с Россией имеет 160-летнюю историю. Помимо оборудования для энергетической отрасли, германский концерн активно работает в сфере совместного производства и поставок грузовых электровозов, электропоездов «Ласточка», поездов «Сапсан». Заводы Siemens в России выпускают трансформаторы для электроподстанций и люминесцентные лампы. Кроме того, компания поставляет в РФ средства связи, светотехническое и медицинское оборудование.

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «Финам»:

— Прошлый год «Силовые машины» закончили с убытков в $176,4 млн, это в 2,6 раза больший убыток, чем в 2016 году. Так что компания действительно нуждается в дотациях, если мы хотим сохранить собственное производство энергетического оборудования. Я думаю, поддержка будет оказана. Стране важно сохранить имеющиеся на предприятии компетенции и сохранить производственную программу.

Однако полностью заместить (импортное оборудование) не получится. Не вся номенклатура оборудования, особенно крупного, сложного и наукоёмкого, доступна. Освоение её потребует времени и значительных затрат. А ведь ещё существует проблема сопровождения и сервисного обслуживания. То есть как минимум по уже установленному и действующему оборудованию с зарубежными производителями придётся сотрудничать. Здесь нельзя рубить с плеча, если мы не хотим получить технологические проблемы.

Что касается Siemens, то он присутствует в России, извините, с царских времён. Даже советская власть сотрудничала с этой компанией и считала её надёжным партнёром. Я думаю, мы должны быть заинтересованы в сотрудничестве, по крайней мере, не менее, чем сама компания. Ряд оборудования, к примеру, те же турбины SGT5-2000E, из-за которых был скандал, мы не можем заменить, иначе их просто не повезли бы в Крым. Сопоставимый аналог оказался тоже лицензионным продуктом Siemens.

Если бы мне пришлось выбирать, кто более надёжный партнёр — Siemens или Дворкович, я не уверен, что выбрал бы Дворковича, а вы?