Зловредный украинский «Нафтогаз» продолжает свою подрывную деятельность, натравливая на «Газпром» всех собак европейской судебной системы. Укусы этих «мосек», конечно, не могут причинить серьёзного вреда российскому «слону», однако вполне способны заставить его партнёров задуматься о рисках, которые влечёт за собой сотрудничество с газовым концерном.

Новый виток антигазпромовской истерии был инициирован на прошлой неделе «Нафтогазом Украины», подавшим ходатайства об аресте долей «Газпрома» в его дочерних компаниях в Великобритании, Швейцарии и Нидерландах. Целью этого шага было обеспечение права «Нафтогаза» на получение от российского газового концерна ,56 млрд, присуждённых решением Стокгольмского арбитража, которое было принято в феврале этого года.

В сообщении «Нафтогаза», опубликованном во вторник на сайте компании, отмечается, что голландский суд удовлетворил эти ходатайства, однако шесть из семи находящихся в Нидерландах «дочек» «Газпрома» отказались сотрудничать с судебными исполнителями. В украинской компании, однако, выразили уверенность, что этот отказ ничего не значит и «никак не повлияет на арест».

Глава правления «Нафтогаза» Андрей КоболевФото: facebook.com/NaftogazГлава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев

Глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев подчеркнул, что его компания готова применить все доступные законные средства и инструменты, чтобы добиться выполнения решения арбитража и получить от «Газпрома» присуждённую сумму. «К сожалению, российская компания действует недобросовестно, не выполняя как решение арбитража, так и приказы европейских судов других юрисдикций», — посетовал Коболев.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Ранее «Нафтогаз» также инициировал арест активов российской компании в Швейцарии, где судебные исполнители побывали в офисах Nord Stream и Nord Stream 2 в рамках мер по замораживанию активов. Начало процедуры «обременения акций и других активов "Газпрома" в странах Европы» подтвердил и президент Украины Пётр Порошенко.

«Газпрому» ничего не сообщили

В свою очередь управление информации российского газового концерна во вторник обнародовало комментарий по поводу нидерландских событий, где сообщило, что «Газпром» ни от кого не получал «никаких официальных уведомлений в рамках процедуры по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража». Однако компания признала, что ей известно о действиях «Нафтогаза» и на территории Королевства Нидерланды, и на территории Швейцарии.

«Представить подробные комментарии по этому вопросу "Газпром" сможет только после тщательного изучения документов, если они официально поступят в наш адрес. Компания будет защищать свои права в соответствии с применимым законодательством», — подчёркивается в сообщении.
Подготовка труб для проекта Nord Stream 2 Фото: Nord Stream 2/Aксель ШмидтПодготовка труб для проекта Nord Stream 2

На прошлой неделе 100-процентная дочерняя компания «Газпрома» Nord Stream 2 AG, являющаяся оператором строительства «Северного потока — 2», подтвердила факт наложения обеспечительных мер на её акции. Тогда же коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что арест наложен и на акции другой швейцарской «дочки» «Газпрома» — компании Nord Stream AG, обслуживающей «Северный поток — 1».

Напомним, что Стокгольмский арбитраж 28 февраля 2018 года принял окончательное решение по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом» о транзитном контракте, обязав российскую компанию выплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд. С учётом долга украинской компании за поставленный газ в размере $2,07 млрд выплаты «Газпрома» должны составить $2,56 млрд.

В мае «Газпром» направил заявление в Апелляционный суд шведского округа Свеа, где потребовал полной отмены решения арбитража. В качестве аргумента было приведено заключение лингвиста о том, что значительная часть арбитражного решения была написана не арбитрами, а иным лицом. «Вмешательство посторонних людей в процесс вынесения решения является грубым нарушением арбитражного соглашения», — сообщал «Газпром» в своём заявлении.

«Потоки» не пострадают, но может пострадать репутация

После наложения ареста представитель Nord Stream 2 Йенс Мюллер заявил, что инициированная «Нафтогазом» процедура не окажет влияния на реализацию газопроводного проекта «Северный поток — 2». «Газпром» также не выразил никакого беспокойства по этому поводу. Ясно одно: банковские счета дочерних компаний не заблокированы и они свободно могут продолжать операционную деятельность.

Таким образом, действия «Нафтогаза», скорее, направлены на получение внешнего эффекта, нежели на причинение реального ущерба российской компании. Систематически унижая «Газпром», украинская компания тем самым льёт воду на американскую мельницу, стремясь очернить российский концерн в глазах его европейских партнёров.

Представитель Nord Stream 2 Йенс МюллерФото: Nord Stream 2Представитель Nord Stream 2 Йенс Мюллер

Тем временем США усиливают давление на компании, участвующие в строительстве нового газопровода. Если раньше Штаты мотивировали своё враждебное отношение ко второму «Северному потоку» угрозой энергетической безопасности Европы, то теперь они зашли совсем с иной стороны. Так, заместитель помощника госсекретаря США по энергетике Сандра Аудкёрк заявила недавно, что трубопровод может использоваться Россией для установки разведывательного оборудования в Балтийском море. Она предупредила, что новый закон CAATSA позволяет президенту США вводить санкции за инвестиции в российские газопроводы. То есть за сотрудничество с российской компанией американскими регуляторами могут быть наказаны лидеры энергетической отрасли Евросоюза — англо-голландская Royal Dutch Shell, немецкие Wintershall и Uniper, французская Engie и австрийская OMV. Эти компании совместно профинансировали проект нового газопровода на сумму 4,75 млрд евро. О готовящихся санкциях против пяти европейских компаний, участвующих в строительстве «Северного потока — 2», ранее сообщал американский журнал Foreign Policy со ссылкой на официального представителя Госдепартамента.

Видимо, требование остановить возведение нового газопровода из России было ключевым на торговых переговорах между Европой и США на прошлой неделе. Как известно, переговоры закончились ничем, и США в итоге не стали освобождать европейские страны от пошлин на импорт стали и алюминия. Ранее отложенные на два месяца тарифы в размере 25% и 10% соответственно вступили в действие с 1 июня. Теперь США готовят новые меры воздействия. Так, президент Дональд Трамп в мае намекнул представителям автомобильной промышленности США на возможность скорого ввода заградительных пошлин на иностранные авто, а также сообщил о планах полного запрета к ввозу в США люксовых автомобилей таких марок, как BMW, Mercedes, Porsche и Audi.

В общем, давление со стороны США идёт действительно беспрецедентное, и если европейцы хотят сохранить остатки самоуважения, им важно не поддаться Вашингтону. Наш мир жесток: здесь сильных уважают, а слабых добивают.

Алексей Калачёв, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»:

— Рынок акций «Газпрома» спокойно отнёсся к информации о новых арестах его имущества, что свидетельствует о несущественности этой угрозы. Арест имущества в качестве обеспечительной меры означает всего лишь, что до окончательного урегулирования тем или иным образом владелец лишается возможности продать это имущество, но не лишается возможности продолжать пользоваться им. Насколько известно, «Газпром» и не собирался его продавать. Даже в случае ареста долей «Газпрома» в Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG это не повлияет на деятельность «Газпрома» в Европе и не помешает продолжать строительство газопровода. Риск конфискации и последующей продажи долей в дочерних компаниях «Газпрома» в европейских странах я полагаю несущественным. Их некому продать. Это всё служебные подразделения «Газпрома» в странах их присутствия, кроме самого «Газпрома», они никому не нужны, а без «Газпрома» — бесполезны. Я думаю, «Газпром» будет продолжать оспаривать требования по уплате $2,6 млрд «Нафтогазу» столько, сколько это будет возможно. Но, скорее всего, в итоге придётся заплатить. Под этот риск должны быть заложены резервы в бюджете компании, а рынок этот риск давно учёл в стоимости акций «Газпрома».

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

— При самом негативном сценарии эти акции (Nord Stream и Nord Stream 2), на которые наложен арест, могут попытаться продать на аукционе, а вырученные деньги отдать «Нафтогазу». То есть в собственность «Нафтогазу» эти активы всё равно никак не перейдут. Единственным же покупателем акций в случае проведения такого аукциона, скорее всего, будет сам «Газпром», поэтому даже в самом худшем варианте эти активы останутся у него. Поэтому всеми своими действиями «Нафтогаз» никак не сможет заблокировать обходные газопроводы: один будет работать, другой — строиться.