После взрыва нефтетанкера в порту Махачкалы стало известно, что инцидент унёс жизни трёх человек. На локализацию пожара были брошены 15 единиц техники и 57 спасателей МЧС. При перекачке нефти воспламенилась газовоздушная смесь. Как выяснил портал News.ru, судно имело отношение к компании Vitol, находящаяся на борту нефть была из Туркмении и считалась «тяжёлой» — масса сернистых примесей удешевляла её состав.
О происхождении этой нефти News.ru рассказал источник на нефтяном рынке.
Груз этот принадлежит Туркмении. Эта страна возит в Махачкалу нефтепродукты, закачивает в трубопровод, курируемый «Транснефтью». Они возят танкеры. Казахская нефть из Актау и туркменские углеводороды закачиваются в трубу «Транснефти», после чего продукция перекачивается в Европу дальше через Новороссийск. Груз у этого танкера туркменский, — заявил News.ru сотрудник торгового порта Махачкалы.
Трейдер Vitol имеет весьма скандальную репутацию. В частности, перевозчик использует весьма старые морские суда, о чём неоднократно сообщали портал News.ru и прочие СМИ.
Экологи региона напрямую связывали локализацию последствий аварии с оперативностью спасательных служб и применением технологий, позволяющих выкачать нефть из моря.
Опасения по поводу возможного бедствия высказал и известный публицист Максим Шевченко. Он отметил, что «повод переживать, безусловно, есть», и подчеркнул, что морской порт в Махачкале технологически деградировал и превратился в груду ржавых развалин. Во многом эти танкеры идут в Россию как раз из Туркмении.
Ещё в конце декабря независимое ценовое агентство Argus в обзоре рынка нефти и нефтепродуктов стран Каспия и Средней Азии писало о желании Vitol начать отгрузки туркменской нефти через Махачкалу. Объёмы поставок оценивались от 30 тыс. до 200 тыс. тонн в месяц. После поставок в столицу Дагестана туркменское сырьё сортов «Челекен» и «Окарем» планировалось доставлять в Новороссийск по системе «Транснефти».
Между тем туркменская нефть не отправлялась в Махачкалу с конца 2016 года, в частности, из-за её низкого качества.
Экологи уже заявили свои опасения по поводу дальнейшей транспортировки старыми судами Vitol. В частности, на балансе транзитёра имеются корабли возрастом около 50 лет, в то время как внутренние стандарты для перевозчиков ограничивают возраст 15–25 годами. Нарушение правил грозит новой аварией с человеческими жертвами.
Южное следственное управление СК РФ на транспорте уже возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам».