14 ноября 2017 в 15:17

«Чёрная метка» с правом снятия

Банки могут теперь аннулировать сведения о клиентах, которые по ошибке оказались подозреваемыми по «антиотмывочному» закону

Фото: News.ru/Сергей Булкин

У россиян, которые случайно или по ошибке оказались в чёрном списке Центробанка по подозрению в нарушения закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», появилась возможность восстановить свою репутацию.

Центробанк и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) разработали механизм, позволяющий банкам аннулировать сведения о клиентах, которые попали в чёрный список из-за «технических ошибок» и «отказов по основаниям, не связанным с наличием риска отмывания денег».

В соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банки, а также негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, микрофинансовые организации, брокеры и ломбарды имеют право отказать клиенту в обслуживании, если его операции попадают под признаки отмывания денег или финансирования терроризма. Информацию о таких клиентах отправляют в Росфинмониторинг.

Чёрный список клиентов, которым было отказано в банковском обслуживании или проведении финансовых операций, Центробанк начал рассылать по банкам в июне этого года. Попав в этот список с подачи одного банка, клиент, будь это юридическое или физическое лицо, мог обратиться в другой банк. Но там, имея на руках чёрный список, ему, как правило, отказывали в обслуживании. При этом финансовые учреждения имели право не называть причины отказа, и нередко клиент получал от ворот поворот, что называется, на пустом месте.

При этом ЦБ направил банкам письмо «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом», в котором рекомендовал не отказывать в обслуживании всем, кто признан сомнительным контрагентом. В письме также говорилось, что сведения об отказе в обслуживании клиента или проведении операций в одном банке не обязательно должны становиться причиной для отказа от его обслуживания в другой финансовой организации. Но банки в большинстве своём предпочитали не рисковать, а скрупулёзно выполнять предписания ЦБ. «Лучше перебдеть, чем оказаться на заметке в Росфинмониторинге», — сказал News.ru на условиях анонимности сотрудник одного из банков.

По состоянию на июль 2017 года чёрный список насчитывал более 200 тыс. подозрительных клиентов, большинство из которых столкнулись с проблемами при попытках открыть счета и проведении финансовых операций.

Поняв, что палку перегнули, Центробанк и Росфинмониторинг решили подправить ситуацию.

В своих рекомендациях ЦБ, как говорится в сообщении регулятора, «акцентировал внимание кредитных организаций на необходимости взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». При этом банкам рекомендовано «определить специальное подразделение или сотрудника», которые будут заниматься рассмотрением жалоб клиентов на отказы в получении банковских услуг.

Игорь Нагольнов
И. Нагольнов