Пока многие критики весьма скептически обсуждают «Лёд», которым в большом кино дебютировал Олег Трофим, зрителям этот фильм нравится, что подтверждают лучшие для отечественного кино результаты сборов за первый день проката.

Про фигурное катание, съёмки на Байкале, своих актёров и планы на будущее Олег Трофим рассказал в беседе с Ольгой Галицкой для News.ru.

— Олег, вы занимались когда-нибудь фигурным катанием?

— Я вырос на Крайнем Севере, за Полярным кругом в городе Нарьян-Мар, прямо на берегу реки Печоры. Там девять месяцев в году зима, кругом снега, лёд, но ни коньки, ни лыжи я так и не освоил. На санках с горки в детстве очень любил кататься. Вот и весь мой зимний спорт (смеётся).

— Как родилась идея снять фильм о нелёгкой судьбе чемпионки-фигуристки?

— Она появилась до меня, вместе со сценарием Олега Маловичко, который он написал довольно давно. Ко мне в руки сценарий попал в 2015 году. Но, знаете, это кино изначально планировалось не о спорте — это лишь предлагаемые обстоятельства, поэтому не так уж важно, что сам я не спортсмен. Хотя мы, конечно же, постарались глубоко изучить особенности фигурного катания, тренировок, соревнований. Нашим консультантом на проекте была Елена Масленникова, выдающийся спортивный хореограф, она очень помогала своими знаниями, советами, подсказывала допустимый уровень фантазии насчёт выступлений на льду. В процессе работы я стал очень уважать этот вид спорта как явление. Когда своими глазами увидел всё изнутри, понял, какой это тяжкий труд, огромное напряжение и железная дисциплина с самого раннего детства, насколько мощной должна быть воля спортсмена и каким сильным его желание быть лучшим. Быть режиссёром, как мне теперь кажется, всё-таки легче.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Кадр из фильма «Лёд»Фото: «WDSSPR»Кадр из фильма «Лёд»

— Почему жанром стала не спортивная драма, а мюзикл с элементами сказки?

— Сценарий и был сказкой. О любви и преодолении. Я думаю, что это фильм о том, что победа далеко не всегда самое главное, бывают вещи поважнее.

— Сербский актер Милош Бикович, играющий знаменитого фигуриста, уже стал признанной российской кинозвездой. Он сам говорит по-русски в фильме?

— Я обожаю этого артиста, мы с Милошем очень подружились. Он на площадке произносил реплики по-русски, приложил много стараний, чтобы самому озвучить свою роль, но, к сожалению, полностью избавиться от акцента не получилось. Оказалось, что русский язык очень-очень сложный, несмотря на все усилия, что-то неуловимое выдавало иностранца. В итоге за Милоша говорит Роман Полянский, они вместе обсуждали роль, чтобы не упустить никаких нюансов. Получилось удачно, по-моему.

— Многие сцены вы снимали в Москве, а собственно лёд — в основном на Байкале. Почему именно там?

— В одной из первых версий сценария действие происходило в Петрозаводске, там героиня жила в доме у реки. Но так случилось, что я, завершая один документальный проект, много ездил со съёмочной группой по всей стране, и в какой-то момент мы добрались до Байкала. Я там просто обомлел от невероятных красот и величия. Сказал продюсерам, что только там надо снимать «Лёд». Они схватились за голову, чуть не поседели: дорого, далеко, ужасно трудно. Но потом сами убедились, что Байкал — это то, что нужно. Нам выпало непростое испытание, но результат того стоил. Камера в руках Миши Милашина, удивительной тонкости и чуткости человека, передала эту божественную красоту вместе с хрупкостью и масштабностью. В мире нет более красивого места, говорю это с полной уверенностью. Байкал недаром называют местом силы, оно энергетически заряжает.

— «Лёд» ваш первый полный метр. Что было до дебюта на большом экране?

— Я очень много занимался музыкальным видео. Собственно говоря, продолжаю это делать. Из нового назову клип, который сделал для музыканта андеграунда Сергея Сироткина. Он поёт очень трогательную, щемящую песню. Такая полуигровая, полудокументальная музыкальная история. О подростках, о детях, о поиске самого себя и жизненного пути. Оператором был Михаил Хасая. Мы все были увлечены этой работой.

— Какие режиссёры вас вдохновляют?

Фёдор БондарчукФото: АГН «Москва»/Кирилл ЗыковФёдор Бондарчук

— Сложно сказать; многие и по-разному. Мне нравится, что делает Дэвид Финчер, он тонкий, точный, мастерски заглядывает в сумрачную зону человеческого существа. Фёдор Сергеевич [Бондарчук] мне нравится. Правда! Мне кажется, во многом благодаря ему у нас в индустрии кино всё продолжает вертеться, двигаться. Я с ним много общаюсь, Фёдор Сергеевич для меня прекрасный пример. Он интересуется всем новым, он в курсе всего, он остаётся молодым. Мне бы хотелось со временем достичь того уровня энергии, которым обладает он в свои годы. Он каждый раз пытается сделать что-то новое, чего не делал до этого. Это круто.

— Как появилось камео Бондарчука в образе бывалого рокера, встреченного героем Александра Петрова на ВДНХ?

— Спонтанно. Персонаж этот был в сценарии, но актёра ещё не выбрали. Шутили, придумывали, в какой-то момент озарило: почему бы не пригласить Фёдора Сергеевича сыграть? В такой роли он ещё не появлялся. Заблудшая душа из истории русского рока. Колоритный, свободный человек.

— Расскажите про Аглаю Тарасову. Её знают по сериалу «Интерны», в главной роли на большом экране она впервые. Какие её качества — личные и актёрские убедили вас, что именно она должна сыграть фигуристку Надю Лапшину?

— Непосредственность и природная органика. Существуют люди, которые, независимо от обстоятельств, куда их не брось, в воду, в огонь, на лёд — остаются убедительными и естественными. Вот Аглая такая. Мы выбирали из многих хороших актрис, но Аглая уже на пробах в каждой сцене всё делала необычно, по-своему. И так, что это выглядело единственно правильным. Потом в ней есть что-то очень романтичное, ощущение удивительного цветка, редкого и прекрасного.

Аглая Тарасова, Александр Петров. Кадр из фильма «Лёд»Фото: «WDSSPR»Аглая Тарасова, Александр Петров. Кадр из фильма «Лёд»

— Александр Петров сейчас чуть ли не самый востребованный актёр, предложений съёмок у него с избытком, можно и заиграться. Но представить «Лёд» без него уже не получится, роль ему явно удалась.

— Поначалу мы смотрели множество других артистов, не могли выбрать. Позвали Сашу и мгновенно убедились, что это абсолютно его роль. Многие из нас ведь родом из провинции, сними с нас модный пиджачок, натяни трикотажную шапочку — мы такие же, нас огромное количество. Хоккеист Саша Горин из «Льда» — обычный парень из соседнего двора. Артист Саша Петров тоже рос не в столице, он хорошо знает и чувствует таких ребят, как его герой. Он с юмором, простой, надёжный, настоящий, ни под кого не подстраивается. Он упрямый, независимый, на всё имеет свой взгляд и собственное мнение. Так всё сложно вокруг, что простоты и ясности — в хорошем смысле этого слова, прямого восприятия реальности нам как раз больше всего не хватает.

— Вы посмотрели уже фильм про американскую фигуристку «Тоня против всех» с Марго Робби в главной роли?

— Ещё нет, пойду в кино обязательно, все мои друзья в диком восторге. Восхищаюсь Марго Робби, у неё нереальный уровень мастерства и смелость пробовать себя в новом качестве, перевоплощаться, она удивительная.

— «Лёд» обогнал «Тоню» в нашем прокате, можно поздравить вас с заметным дебютом. Есть такое распространённое мнение, что первый фильм удаётся чаще, чем второй, с ним достичь успеха становится сложнее. Что собираетесь делать дальше?

— Хочу продолжить снимать кино о простых людях. И делать это красиво. Это мой план на будущее.