Жалоба актера и шоумена Никиты Джигурды в Конституционный суд России, предметом которой является спор по наследству, может стать прецедентом, заявил NEWS.ru управляющий партнер компании «Русяев и партнеры» Илья Русяев. По словам юриста, это может отразиться на дальнейшем решении наследственных споров, связанных с иностранными государствами.
Если Конституционный суд примет жалобу к рассмотрению, это может создать прецедент, способный повлиять на регулирование наследственных споров с иностранным элементом. Потенциальное разъяснение норм ГК РФ в этом аспекте важно не только для Джигурды, но и для множества других наследственных дел, где фигурируют иностранные завещания и имущество, расположенное за рубежом или принадлежащее иностранным гражданам, — сказал Русяев.
По его словам, юридическая сложность жалобы Джигурды заключается в том, что наследственные правоотношения обычно регулируются двумя основными принципами: применением права государства последнего места жительства наследодателя и принципом закона местонахождения имущества. В данном случае, уточнил юрист, недвижимость, расположенная в России, подпадает под юрисдикцию отечественных судов, что может объяснять их решение руководствоваться нормами российского права.
Однако если французское завещание действительно существует и соответствует требованиям французского законодательства, возникает вопрос о корректности его правовой оценки в российских судах. Отдельное значение в этом споре имеет вопрос допустимости доказательств. Исходя из ранее принятых судебных решений, оригинал завещания так и не был предоставлен в суд, что затруднило его правовую квалификацию, — объяснил Русяев.
Он добавил, что в подобных случаях возможны различные варианты разрешения спора, включая обращение к нормам иностранного права, назначение экспертиз и запросы в зарубежные инстанции. По словам юриста, отсутствие единого механизма рассмотрения таких дел приводит к нестабильности правоприменительной практики.
Ранее стало известно, что Джигурда подал жалобу в Конституционный суд России. Сообщалось, что причиной стал спор, который касается трех квартир в Москве и одной в Париже.