Сирийский аэродром ВВС Аль-Дабаа, расположенный в центральной части страны возле города Хомс, подвергся ракетной атаке. Как утверждают в Дамаске, атаку удалось отразить средствами ПВО. Ранее сообщалось о том, что в районе аэродрома были слышны взрывы. До сих пор не установлено, кто стоит за очередной атакой на сирийский военный объект. Во всяком случае, представитель возглавляемой Соединёнными Штатами международной коалиции Эрик Пэхон открестился от участия коалиции в этом обстреле.
Снова Израиль?
Все уже привыкли к тому, что военные объекты на территории Сирийской Арабской Республики регулярно подвергаются ракетным атакам как со стороны сил прозападной коалиции, так и со стороны Израиля. Равно как и к тому, что противоположные стороны конфликта распространяют диаметрально противоположные сведения как относительно людских и материальных потерь с сирийской стороны, так и относительно количества уничтоженных ПВО атакующих ракет. В Telegram-каналах и блогах предсказуемо моментально появились домыслы, что за последним ракетным ударом по Хомсу стоял Израиль. Якобы ударам подверглись военные силы, связанные с Ираном. Накануне Военно-воздушные силы Израиля сообщили о первом применении в боевой операции американского многофункционального истребителя-бомбардировщика F-35. Израильские военные продемонстрировали несколько фотографий самолётов в воздушном пространстве над ливанским Бейрутом и заявили, что новые многофункциональные истребители-бомбардировщики «нанесли два авиаудара на двух различных фронтах».
«Как вы знаете, мы только что победили на Евровидении с песней Toy («Игрушка»). Что ж, самолёты F-35 — это не игрушка», — высоко оценил возможности американского истребителя-бомбардировщика пятого поколения командующий израильскими ВВС Амикам Норкин.
BREAKING! Revealed this evening the photograph of Israeli F-35 in a flyover of Beirut. It was shown to an IAF conference yesterday with 20 commanders from air forces around the world sending a clear message of deterrence to #Hezbollah, #Syria, and #Iran. pic.twitter.com/04NR1YXCLM
— STOP BULLYING ISRAEL (@StopBullyingIsr) May 23, 2018
Израиль стал первым государством, импортировавшим новейший американский боевой самолёт. На сегодняшний день было заказано 50 таких машин, однако Израиль подумывает над тем, чтобы расширить заказ до 75. Если заявления представителей израильских ВВС соответствуют истине, получается, Израиль начал боевое применение этих машин, известных в стране под еврейским именем Adir («Могучие»), даже раньше, чем США. Не исключено, что и на этот раз израильские ВВС использовали «могучие» истребители-бомбардировщики для ракетного обстрела сирийского аэродрома. Возможно, поэтому до сих пор Дамаску не удалось в точности установить, кто стоит за атакой.
Мнимое бессилие российских средств ПВО
Если бы российским зенитным ракетным системам удалось засечь израильские боевые самолёты пятого поколения, они бы немедленно передали эту информацию сирийским ПВО. Но этого, несмотря на заявления Израиля о боевом применении F-35 на Ближнем Востоке, не произошло. Следовательно, размещённые на территории Сирии российские ЗРК С-300 и С-400 бессильны против новейших американских бомбардировщиков. Во всяком случае, с такими предположениями выступили ряд отечественных СМИ и блогеров, ссылаясь на публикации в западных аналитических изданиях.
Впрочем, публикации о применении Израилем в Сирии истребителей пятого поколения и якобы невозможности их обнаружения новейшими российскими системами ПВО неоднократно появлялись и ранее. Так, зимой многочисленные СМИ и блоги активно тиражировали сообщение о том, что в ходе удара по Сирии 17 января 2017 года несколько израильских F-35 остались не замечены российскими ЗРС С-300 и С-400 «Триумф», выполнили боевую задачу, поразив цели в провинции Дамаск, и спокойно убрались восвояси. При этом авторы публикаций ссылались на аналитическую статью в серьёзном американском издании Defence News, однако обнаружить статью в самом издании, где бы сообщались точно такие же сведения, журналистам так и не удалось. Однако на публикации тогда отреагировало российское Министерство обороны. «Информация, опубликованная в ряде СМИ со ссылкой на иностранный источник, о том, что "израильские истребители обманули российские радары в Сирии и провели разведку на большой высоте", — полная глупость», — заявил в марте представитель ведомства журналистам. В Минобороны, в частности, напомнили, что российские системы ПВО в Сирии неоднократно обнаруживали и сбивали ракеты класса «воздух — поверхность», неуязвимость которых гораздо выше, чем у самолёта F-35. Эксперты же, в свою очередь, напоминают, что между Россией и Израилем существует договорённость, согласно которой Тель-Авив подробно информирует Москву о предстоящих авиаударах, а российские зенитные расчёты, в свою очередь, не берут на прицел израильскую авиацию.
«Ворчуны» против «могучих»
Российские базы в Тартусе и Хмеймиме прикрыты от атак с воздуха зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-C1», а также ЗРС С-300 (по классификации НАТО — «Фаворит») и С-400 «Триумф» (в обозначении американских военных — «Ворчун»). При этом дальность обнаружения С-400 составляет порядка 600 километров, а дальность поражения — 400 километров. Таким образом, теоретически российские средства ПВО могут видеть все воздушные объекты в регионе, в том числе и взлетающие с части территории Израиля, Ливана или находящиеся в приграничном воздушном пространстве Турции.
Кроме того, Израиль неоднократно опасался возможных поставок современных российских ЗРС сирийским силам ПВО и приветствовал отказ Кремля от этих намерений. «Когда мыслишь в российских масштабах, не понимаешь, какая разница израильтянам, какое защитное средство работает в Сирии. Ответ очень простой: радиус действия ракет С-300 и С-400, расположенных в Сирии в районе Дамаска, покрывает практически всё воздушное пространство Израиля. И это значит, что сирийский офицер, который будет сидеть на этом ПВО, одним нажатием кнопки может фактически сбить не только военный самолёт, но и гражданский. Также это может сделать и боевик "Хезболлы", который чувствует себя сегодня на военных сирийских базах как у себя дома», — заявил журналистам в рамках Петербургского международного экономического форума член военно-политического кабинета и министр охраны окружающей среды Израиля Зеэв Элькин. Если современная израильская авиация в состоянии спокойно обойти или подавить российские ЗРС, возникает резонный вопрос — почему Тель-Авив так боится их попадания в руки сирийцев?
Что касается заявленных характеристик F-35, то основная «фишка» новейшего истребителя-бомбардировщика — в использовании мощной системы наблюдения за средствами радиоэлектронной борьбы противника, в частности, радара с активной фазированной решёткой, позволяющего не только обнаружить, но и подавить средства радиоэлектронного слежения противника.
Война пропагандистов
Преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник ВВС в отставке Владимир Карякин в беседе с News.ru напоминает, что СМИ «вбрасывают» материалы об «игре в прятки» между нашими ЗРС и новейшими западными истребителями исключительно в пропагандистских целях. «Одна сторона заявляет, что F-35 обманул наше ПВО, наши обычно отвечают, что не хотели засвечивать расположение наших радаров. Всё это делается с целью пропаганды — принизить возможности одних и преувеличить возможности других. Пока нет сбитых самолётов или уничтоженных авиаударами российских ЗРС, определить, кто прав, а кто нет, невозможно», — полагает Карякин.
По мнению эксперта, помимо использования новейших систем радиоподавления, израильские истребители могли также нанести удар по сирийским объектам по старинке, используя особенности горной местности на граничащей с Сирией территории Ливана. «Израильские ВВС неоднократно наносили удары по сирийской территории, используя рельеф ливанских гор, никаких сверхсовременных технологий для этого не нужно», — рассказывает военный эксперт.
Что касается установленных на F-35 радаров с активной фазированной решёткой, то, по мнению Карякина, подобного рода системы есть и на вооружении Российской армии. «Ещё раз повторю: опираясь на одни лишь взаимные заявления, невозможно сделать вывод, какая из сторон говорит правду и какое оружие более эффективно», — резюмирует эксперт.