18 января 2018 в 13:21

Неуместная эйфория

Начало года, как обычно, щедро на прогнозы. Многие эксперты уже поспешили дать оптимистичные прогнозы, но Эльвира Набиуллина охладила горячие головы

Добыча нефти в Астраханской области Добыча нефти в Астраханской области Фото: Global Look Press/Serguei Fomine

За первый квартал этого года экономика вырастет на 1,2%, что вдвое больше аналогичного показателя в прошлом году, утверждают эксперты из Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова. Одним из основных факторов экономического роста, по мнению экспертов, является повышение цен на нефть. Они считают, что январский скачок цены на отечественную нефть марки Brent (11 января впервые с декабря 2014 года стоимость нашей нефти превысила $70 за баррель) может превратиться в устойчивую тенденцию, которая продлится до 2020 года.

Если это действительно произойдёт, в государственную казну польётся поток нефтедолларов и появится реальная возможность свести к минимуму дефицит бюджета 2018–2020 годов, свёрстанного из расчёта $40 за баррель. В общем, в ближайшем будущем нас ожидает благодать, вновь настанут тучные годы. Заживём! «Мечты, мечты, где ваша сладость?» — вопрошал классик. Есть серьёзные опасения, что сладости этой мы не почувствуем. Несмотря на прогноз специалистов РЭУ имени Плеханова, полагающих, что благодаря росту нефтяных котировок доходы граждан РФ за год могут вырасти на 3,9%.

Эльвира Набиуллина Эльвира Набиуллина Фото: News.ru/Сергей Булкин

В отличие от оптимистов из «Плешки», глава Центробанка Эльвира Набиуллина придерживается более сдержанной позиции. «Мы должны быть, тем не менее, очень внимательны к рискам финансовой стабильности и к ценам на нефть, — заявила г-жа Набиуллина на Гайдаровском форуме. — Сейчас может быть определённая эйфория от того, что высокие цены на нефть, но мы все понимаем, что на рынке нефти как существовала, так и продолжает существовать неопределённость». В эйфорию впадать рановато, считает Эльвира Набиуллина.

И этот «реализм» главного банкира страны, по-видимому, предпочтительнее «романтизма» некоторых политиков и экспертов, любящих принимать желаемое за действительное. Тем более в год президентских выборов, когда всё должно радовать взор и ласкать ухо, так сказать, по определению.

У неопределённости, о которой толкует Набиуллина, есть две главные причины: политика Организации стран — экспортёров нефти (ОПЕК) и рост добычи сланцевой нефти в США.

На венском саммите в июне этого года ОПЕК вполне может отменить решение о сокращении добычи нефти. Если это случится, нефтяные котировки неизбежно упадут.

Заседание ОПЕК в Вене по обсуждению продления соглашения о сокращении добычи нефти Заседание ОПЕК в Вене по обсуждению продления соглашения о сокращении добычи нефти Фото: ТАСС/AP/Ronald Zak

Какие бы, однако, ни приняла ОПЕК решения, для США, как известно, не входящих в эту организацию, они руководством к действию не являются. Штаты, похоже, решили посадить пальму нефтяного первенства где-нибудь в Техасе, Оклахоме или Северной Дакоте (именно в этих штатах находятся самые крупные месторождения сланцевой нефти). По сообщению Управления энергетической информации Минэнерго США, в феврале этого года добыча сланцевой нефти на крупнейших месторождениях этой страны вырастет по сравнению с январём на 111 тыс. баррелей в сутки, составив примерно 6,6 млн баррелей. Но и это ещё далеко не предел. Американцы грозятся довести ежесуточную добычу до 10 млн баррелей. При таких объёмах США могут вскоре стать мировыми лидерами в области нефтедобычи, а значит, и диктовать цены на чёрное золото. Тогда и $40 за «бочку» для нас могут оказаться несбыточной мечтой.

Антон Силуанов Антон Силуанов Фото: News.ru/Сергей Булкин

К сожалению, мечтой пока остаётся и желание преодолеть зависимость от изменчивой конъюнктуры нефтяных цен. Власти России должны иметь резервные средства, не задействованные в инфраструктурных проектах, в размере не ниже 7% ВВП, заявил министр финансов России Антон Силуанов в интервью телеканалу РБК. По его словам, это позволит правительству профинансировать обязательства в течение трёх ближайших лет вне зависимости от того, как сложится ситуация на сырьевых рынках. «С тем, чтобы бюджет перестал быть таким катализатором кризисных явлений, нам необходимо иметь сбалансированный объём бюджета при любых обстоятельствах, — отметил глава Минфина. — Во всяком случае, Россия должна превратиться во вторую Норвегию, которая совершенно не чувствовала изменений ценовых колебаний на нефть, которые проходили в прошедшие несколько лет».

Министру финансов вторит глава Центробанка. По мнению Набиуллиной, важнейшей задачей, стоящей перед российской экономикой, остаётся диверсификация её структуры. О необходимости преодолеть сырьевую зависимость отечественных экономики и бюджета говорено много, однако приходится с горечью констатировать, что воз и ныне там.

Иван Минин
И. Минин