14 декабря 2018 в 13:27

Пекари взывают о помощи

Механизм формирования цен на хлеб бьёт по карману производителей

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Производители хлеба пожаловались государству на тяжёлую для них ситуацию, обусловленную механизмом ценообразования на рынке хлебопродуктов. С соответствующим письмом президент Российского союза пекарей (РСП) Валерий Чешинский обратился к вице-премьеру Р Ф Алексею Гордееву. Документ рассмотрит также Федеральная антимонопольная служба (ФАС), получившая его из аппарата правительства. Опрошенные News.ru эксперты не верят, что государство поможет хлебопёкам в должной мере.

Механизм формирования цен на хлебобулочные изделия не отвечает рыночным условиям: себестоимость производства растёт, но бремя изменений ложится именно на хлебопекарные предприятия. В этом суть обращения главы РСП.

«Просим вас помочь отечественной хлебопекарной отрасли, постоянно балансирующей на грани выживания, в решении сложнейшей отраслевой проблемы, связанной с ценообразованием на сырьё, упаковку, энергоносители, топливо, готовую продукцию, которое должно отвечать адекватной логике функционирования рыночного механизма», — говорится в документе.

Уровень рентабельности минимален

Чешинский сетует на то, что повышение курса доллара негативно отразилось на экспортной цене зерна и скупке его трейдерами для выполнения экспортных контрактов. Видя это, по его словам, сельхозпроизводители сократили продажу зерна мукомольным предприятиям «в ожидании ещё большего роста цены». Хлебопёки работают с минимальным уровнем рентабельности и прибыли, постоянно сталкиваясь с нарушенным балансом между действующими отпускными ценами и растущими издержками производства, отмечает руководитель Российского союза пекарей.

Ко всему прочему, продолжает Чешинский, ситуация с ценообразованием усугубилась полным отсутствием понимания со стороны руководства торговых сетей в признании объективных причин, влияющих на рост цен на хлеб. По его словам, на протяжении всего 2018 года предприятия вели переговоры с ретейлерами об адекватном рыночном ценообразовании на основные виды хлебопекарной продукции. Ответ всегда один: оснований для изменений цен нет.

«Наряду с этим торговые сети требуют повышения своей доходности путём дополнительных скидок или ретробонусов, зачастую скрытых в навязываемых услугах маркетингового характера аффилированных юридических лиц, шантажируя сокращением ассортимента», — информирует Чешинский, отмечая, что хлебопекарные предприятия пытаются удерживать конкурентоспособные цены максимально возможное время и что обозначенные выше проблемы они не смогут решить без прямого вмешательства государства.

Между тем 3 декабря пресс-служба Алексея Гордеева сообщила, что вице-премьер провёл рабочую встречу с главой РСП. По её итогам было решено, что зампред правительства даст указания руководителям профильных министерств, ведомств и региональным властям «о необходимости своевременного формирования запасов зерна для сохранения оптимальных цен на социально значимые продукты питания и стабилизации ситуации на рынке хлебопродуктов».

По данным Росстата на декабрь, средние потребительские цены на хлеб из пшеничной муки в РФ составили 48,3 рубля за килограмм, увеличившись с начала года на 4,7%. Цены на хлеб из ржано-пшеничной муки выросли на 4,2% - до 47,66 рубля за килограмм.

Роль торговых сетей и государства

Ретейлеры, со своей стороны, утверждают, что к вопросу ценообразования они подходят максимально взвешенно. Так, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков заявил РИА Новости, что «сети также в значительной степени ориентируются на покупательную способность граждан и стараются сдерживать рост цен насколько это возможно, чтобы товары первой необходимости оставались для населения доступны».

Государство прижимает пекарей административно, вмешивается в ценообразование, и эта ситуация длится не первый год, убеждён председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)» Дмитрий Янин. По его словам, на механизм рыночного ценообразования ретейлеры и торговые наценки влияют лишь незначительно.

«Власти "оекомендуют" хлебозаводам не повышать цены. Соответственно, обрекают производителей либо на разорение, либо на ухудшение качества продукции, либо на прямую фальсификацию», — заметил Янин в комментарии для News.ru.

Запрет возврата нереализованной продукции

Эксперт напомнил также о принятом 7 декабря Госдумой законе о запрете возврата нереализованной продукции производителю, за который ратовали крупные комплексы по производству хлеба и мяса. По мнению Янина, от него пострадают малые и средние пекарни, а также новички на рынке, поскольку их изделия будут либо не покупать вовсе, либо покупать в ничтожных объёмах.

Ранее президент Российской гильдии пекарей и кондитеров (РОСПиК) Юрий Кацнельсон назвал серьёзной проблемой ситуацию, при которой производителям приходится за свой счёт выкупать и утилизировать нераспроданную продукцию. По его данным, доля возвращаемого ретейлерами хлеба в среднем составляет 8−10%. Это негативно сказывается и на экономике предприятий, и на конечных ценах. Кроме того, снизить стоимость хлеба, по мнению Кацнельсона, можно было бы путём организации хлебопекарями собственной фирменной торговли. Сейчас собственные точки реализации имеют не более 15% пекарен.

По-настоящему мощных драйверов роста цен Кацнельсон не видит, полагая, что в России есть все необходимые сырьевые компоненты для производства хлеба. В беседе с News.ru глава РОСПиК отметил, что отрасли пока не хватает достаточного уровня конкуренции: на 10 тыс. жителей в РФ имеется лишь один объект хлебопечения, тогда как в развитых странах этот показатель выше в три-четыре раза. Поэтому государство должно повернуться лицом к хлебопекарному бизнесу, сделать так, чтобы пекари могли получать в длительную аренду либо участки земли, либо небольшие помещения.

Многие участники рынка сходятся во мнении: сегодня государство заботится прежде всего о производителях сельхозсырья, а о предприятиях пищевой перерабатывающей промышленности — лишь в малой степени. В отсутствие господдержки, заявляют независимые эксперты, производственные фонды изнашиваются, собственных средств на модернизацию не хватает. Хотя именно переработчики обеспечивают наличие на прилавках продовольственных товаров, включая такой стратегический, как хлеб.

Георгий Степанов
Г. Степанов