Предложение устанавливать цены на проезд в общественном транспорте в зависимости от времени суток вызывает вопросы. Как пояснили News.ru в Минтрансе, речь пока идёт лишь о проекте стратегии, в который эта мера вошла как составная часть. Однако, по мнению опрошенных News.ru экспертов, адресованная регионам идея динамических тарифов сама по себе оторвана от российских реалий и её реализация возможна лишь в далёком будущем.

Подготовленный Минтрансом проект стратегии развития автомобильного и городского наземного электрического транспорта до 2030 года включает в себя несколько инициатив. В частности, предлагается ввести проездные билеты, не зависящие от числа пересадок, маршрутов и видов транспорта. Сроками реализации назван период с 2019 по 2025 год. «Проект в настоящее время обсуждается с общественностью. Также он направлен на согласование в причастные структуры», — сообщили News.ru в Минтрансе.

Проблема пустующих днём автобусов

В метро, автобусах и другом общественном транспорте могут появиться динамические тарифы, при которых проезд станет дешевле днём и дороже в часы пик, пишут «Известия». Сейчас 70−80% всех пассажиров пользуются общественным транспортом именно в часы пик, отметил эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Очевидно, что Минтранс озаботился проблемой тех автобусов, троллейбусов, трамваев и вагонов метро, которые пустуют или наполовину заполнены в дневное время суток. Однако не подлежит сомнению и другое: число тех, кто будет доволен снижением стоимости проезда днём, значительно меньше числа людей, пользующихся транспортом в час пик.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

От идеи до реализации

Если говорить о мировой практике, то, к примеру, в Лондоне схема оплаты проезда на общественном транспорте действительно учитывает время суток. В часы пик (с 6:30 до 9:30 и с 16:00 до 19:00 в будние дни) проезд стоит £8.40 (около 712 рублей) в остальные часы — £7 (592 рубля), то есть на 17% дешевле. Если не брать в расчёт Москву и Санкт-Петербург, то для большинства российских регионов разница в цене билета при аналогичном диапазоне составила бы 4 рубля. Выгоду от новшества Минтранса должны ощутить на себе те категории граждан, которые могут иначе планировать свои поездки, если они жёстко не привязаны ко времени.

В данном случае идею и её практическое воплощение разделяет дистанция огромного размера. Муниципальные власти столкнутся с множеством задач как чисто технического, так и политического характера. В частности, нужно будет переоборудовать турникеты в метро, а терминалы для безналичной оплаты — перепрограммировать или оснастить соответствующим программным обеспечением.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, такие вещи стоит вводить, когда система оплаты проезда автоматизирована.

Наличными в шапку

«К сожалению, большинство поездок в российских городах оплачиваются до сих пор наличными в шапку водителя. В такой ситуации сложно понять эффект, который даст нововведение. Одно дело — Москва и Санкт-Петербург, а другое дело — остальная страна, где основу общественного транспорта составляют коммерческие перевозчики, работающие в серой сфере. Реализация этого проекта лежит в далёком будущем», — констатирует он.

Другую проблему Трофименко видит в том, что основная масса пользователей общественного транспорта — это рабочие, которым нужно успеть на завод «к гудку», и даже если цены повысят, они не смогут свой график изменить. В тех городах, где сложилась комфортная транспортная система, удешевление общественного транспорта позволит людям сделать выбор в пользу метро или автобуса, а не личного автомобиля. Но сейчас даже Москва пока не живёт в таком ритме, считает собеседник News.ru.

Кроме того, по его словам, в нынешней Москве придётся полностью ломать систему с электронными билетами и картой «Тройка». В перспективе, когда проезд можно будет оплатить с мобильного телефона, задумка Минтранса, предполагающая динамичное ценообразование, как раз придётся ко двору, говорит Константин Трофименко.

Со столичным метро будет проще

«Идея хорошая, вполне оправданная. Она позволит немного разгрузить общественный транспорт в часы пик, поскольку часть людей, которые перемещаются в это время, могут перенести старт своего рабочего дня, приезжать чуть-чуть раньше или чуть-чуть позже», — заметил сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац.

По его мнению, идея легко реализуема и даже «напрашивается» в отношении московского метро, так как в столичной подземке можно изменить систему работы в часы пик и с льготными билетами — например, пенсионными.

«На карту „Тройка“ можно как положить определённую сумму, так и „загрузить“ на неё некое число поездок. Перестроить билетное меню тоже не проблема. Можно списывать с карты сумму на 20% больше в часы пик. Или продавать отдельные билеты на поездки в такие часы. Например, билет на десять поездок будет равен восьми поездкам в час пик», — рассуждает Максим Кац.