Компании группы «Аэрофлот» с 4 марта повысили топливный сбор на 200 и 400 рублей (соответственно для эконом- и бизнес-класса) на внутренних рейсах, выполняемых под кодом SU. Вслед за флагманом отечественной авиации могут последовать и другие перевозчики. Мера не коснётся направлений, на которых действуют так называемые плоские тарифы — это города Дальнего Востока, Крым и Калининград.

Увеличение сборов обусловлено девальвацией рубля и ростом стоимости топлива. Авиационный керосин, главная статья расходов «Аэрофлота», в прошлом году подорожал на 36%, что привело к дополнительным расходам в размере 48 млрд рублей. В 2018 году авиакомпания дважды повышала топливный сбор: в ноябре — на 200 рублей, в июле — на 200−400 рублей. По словам источника РИА Новости в сфере гражданской авиации, то же самое собираются сделать авиакомпании группы S7 (в неё входят «Сибирь» и «Глобус»).

До 4 марта размер топливного сбора на внутренних рейсах «Аэрофлота» составлял 2265 рублей для экономкласса, а для бизнес-класса — 4530 рублей. Теперь сбор за каждый полётный сегмент экономкласса составит 2465 рублей, в бизнес-классе — 4930 рублей.

Государство не помощник

Судя по всему, государство не будет помогать перевозчикам в сложившейся ситуации. В октябре, напомним, президент Владимир Путин поручил правительству до 1 марта 2019 года представить «в случае необходимости» предложения о размере компенсации авиакомпаниям в связи с ростом стоимости авиатоплива. В ноябре замминистра транспорта Александр Юрчик заявил, что Минтранс рассчитывает на принятие до марта соответствующего решения. Однако в середине февраля представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус сообщил, что правительство не собирается предпринимать никаких действий для регулирования рынка авиакеросина.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По данным Росавиации, цены на авиакеросин в России в феврале незначительно снизились, средняя стоимость тонны в месячном выражении уменьшилась на 0,07% — до 54,5 тысячи рублей. В частности, в аэропортах Московского авиаузла, за исключением Домодедово, также сейчас наблюдается преимущественно падение цен на топливо: в аэропорту Внуково — на 1,4−3,6%, в Шереметьево — на 3,1%.

«Сами по себе цены на бензин, авиакеросин и прочие ГСМ в течение прошлого года настырно росли. В первую очередь на мировом товарно-сырьевом рынке из-за действий ОПЕК+ дорожало первичное сырьё. Только за начало этого года суммарные потери российских НПЗ от продажи топлива на внутреннем рынке при условиях более выгодной экспортной поставки с начала года уже составили около 55 млрд рублей», — напоминает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов.

Тренд получит продолжение

В прошлом году, продолжает он, многие российские авиакомпании уже как минимум два раза пересматривали свои розничные услуги, в результате чего стоимость большинства популярных рейсов успела вырасти. На ситуацию повлияли подорожание топлива и ослабление национальной валюты. В этом году, скорее всего, тренд получит продолжение и ударит по кошелькам розничных покупателей авиабилетов. Но вот на сколько именно вырастут цены, прогнозировать в силу очень большого количества факторов трудно.

«Всё будет зависеть от стоимости рубля, сырой нефти и конечных ГСМ, от общей рыночной ситуации в стране. Многие авиакомпании уже анонсировали повышение топливных сборов на ряде своих рейсов, но не факт, что это станет поголовным явлением. Мы не считаем, что топливные сборы вырастут в разы, и это будет следствием осознанной политики со стороны авиакомпаний», — рассуждает Блинов.

Впрочем, отмечает собеседник News.ru, ни одна авиакомпания не собирается работать себе в убыток: ухудшение её экономических показателей неминуемо скажется на ценах на услуги перевозчика. К этому надо быть готовым как минимум морально.

Компенсация «недополученного»

«Тенденция серьёзная. Мы помним, как сильно подорожал за прошлый год бензин и насколько сложно было этот рост цен остановить хотя бы к осени. Причём цены не вернулись на прежний уровень, они просто оказались заморожены. Авиакеросин тоже дорожал, но не так бурно. А затем, естественно, переработчики решили постепенно компенсировать „недополученное“ на бензине за счёт повышения цен на авиатопливо, где спрос, по сути, неизменен, а предложение диктует цены», — поясняет шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.

По его словам, им не дают в одном месте заработать, так они пытаются «урвать своё в другом сегменте, а государство молчаливо это им спускает с рук», поскольку в конечном счёте доходы нефтяников — это и доходы бюджета. Но если антимонопольным службам и стоит интересоваться кем-то в связи с подорожанием цен на авиабилеты, то в первую очередь — нефтяниками, заводами по переработке: это им нужно выставлять обязательные потолки цен или делать обязательные квоты на реализацию продукции внутри России по фиксированной цене. Но здесь никак не вина авиакомпаний, которые и без того работают на грани рентабельности.

Фото: Сергей Лантюхов/News.ru

Как убеждён Пушкарёв, компенсировать в полной мере подорожание авиакеросина для авиакомпаний, разумеется, никакие 200 рублей не смогут: топливные сборы или продолжат расти сильнее, или же рост цен отразится постепенно на стоимости билетов. Но, так или иначе, в сумме конечная цена перелёта будет медленно, но дорожать — авиаперевозчики не станут работать себе в убыток.

Доходы не растут

«Доходы в России практически не растут ни у населения, ни у бизнеса. И кто будет в тех же количествах оплачивать более дорогие билеты? Самолёты будут реально летать недозагруженными, в итоге авиакомпания на круг получит с рейса либо столько же, либо даже меньше. Как только пассажир на агрегаторе делает поиск и видит приличный скачок цены, для него этот момент становится определяющим», — рассуждает эксперт.

Поэтому до самого последнего момента, продолжает Пушкарёв, авиаперевозчики старались цены держать, сборы никакие не поднимать. Но сейчас действовать по-другому невозможно, поскольку сначала бензин, а теперь и авиационный керосин сильно обогнали в росте среднюю инфляцию. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, вероятный рост затрат перевозчиков на топливо может доходить сейчас по сравнению с прошлой зимой до 41%. Топливо — это не все затраты на перелёт, но они составляют от них где-то четверть. Техническое обслуживание парка самолётов или самолёты в лизинг — удовольствия не из дешёвых. А есть ещё внушительные аэропортовые сборы, которые ложатся нагрузкой постоянно на авиакомпанию: за взлёт, посадку, за стоянку судов, обеспечение авиабезопасности, за хранение топлива и заправку топливом, за аэронавигационное обслуживание. Этой зимой ещё и очень много рейсов пришлось отменить из-за погодных условий, но затраты все остались.

Амбициозные планы

«С 2019 по 2023 год у „Аэрофлота“ намечены амбициозные планы, которые провоцируют на увеличение топливного сбора, чтобы и средние показатели рентабельности сохранить, и к целям прийти. Другие авиакомпании также будут повышать цены, но по другой причине», — поясняет News.ru ведущий аналитик «Эксперт Плюс» Мария Сальникова.

По её словам, в 2018 году цены на авиабилеты выросли в пределах 7−8%. Но это не компенсировало рост издержек авиаперевозчиков (и подорожание керосина на 30%, и портовые сборы, и зарплаты сотрудников), оказавшихся в итоге в убытке. Именно этот фактор в совокупности с темпами роста инфляции текущего года будет основным для принятия решения о повышении тарифов на авиаперевозки. При этом стабильный рубль пока не способствует увеличению расходов на фонд заработных плат.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

«Стоит помнить, что компания „Аэрофлот“ нацелена на выполнение поручений президента РФ относительно будущего развития авиаперевозок внутри страны. Одним из важных пунктов является расширение сети межрегиональных регулярных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов», — говорит Сальникова.

В связи с этим, отмечает она, в «Аэрофлоте» заявили о создании региональных баз в Сочи, Екатеринбурге, Новосибирске и Красноярске. В компании намерены в 2,7 раза увеличить поток таких перевозок — с 7 млн пассажиров в 2017 году до 19 млн в 2023-м.

О неизбежности повышения топливного сбора Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, в её состав входят 27 российских авиакомпаний) предупреждала в июне 2018-го — в открытом письме к вице-премьеру Максиму Акимову. АЭВТ ссылалась на то, что производители авиационного керосина и топливозаправочные компании своей ценовой политикой вынуждают авиакомпании принять «непопулярные меры компенсирующего характера». Только за 2017 год, указывала Ассоциация, авиагорючее в среднем подорожало более чем на 23%, эта же тенденция продолжилась в текущем году.

Авиаперевозчики попросили Акимова дать «указание ФАС проанализировать ситуацию». Отреагировав на их обращение, замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин увязал рост цен с налоговым манёвром в нефтяной отрасли, с тем, что с 2016 года акцизы на авиатопливо выросли на 30% (на 700 рублей за тонну). По словам чиновника, сказались и другие обстоятельства: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен, профилактика и ремонты на НПЗ, рост отраслевых издержек.