Важным телевизионным событием осени стали два сериала — вышедший на канале «Россия 1» «Демон революции» и «Троцкий» с Первого. Их очень ждали, и это можно понять: в «Демоне» Ленина играет Евгений Миронов, а его демона-искусителя Александра Парвуса — Фёдор Бондарчук. В «Троцком» заглавным героем стал Константин Хабенский, Ленина сыграл Евгений Стычкин, Парвусом оказался Михаил Пореченков. Тут надо упомянуть и играющего небольшую, но очень важную роль Сергея Гармаша: его тюремный надзиратель Троцкий, alter ego и оппонент главного героя, человек, у которого тот позаимствовал фамилию, необыкновенно выразителен.



Телеканалы по обыкновению столкнулись друг с другом лбами, начав игру в контрпрограммирование. Сериалы идут практически одновременно, своим качеством «Троцкий» бьёт «Демона» по всем статьям. Сериал Владимира Хотиненко тяжеловесен и затянут, у него большие проблемы со сценарием, Ленин часто разговаривает длинными цитатами из собственных статей. Евгений Миронов великолепный артист, но в этой роли он невыразителен, кажется, что все его силы уходят на фирменную угловатую ленинскую пластику. Режиссёр ничем не помог ни ему, ни другим актёрам — действие сериала вяло катится по плохо выстроенному сюжету, фабулу которого якобы пересказывает одно из действующих лиц. Это давно вышло из моды, такой приём архаичен. Зато «Троцкий» Александра Котта и Константина Статского крепко сделан, динамичен и очень зрелищен: в основе фильма лежат голливудские образцы, но они здесь отлично усвоены.


Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Бронепоезд, на котором Троцкий Хабенского колесит по фронтам, монументален и грозен, как дракон из «Игры престолов». Троцкий Гармаша напоминает Сатану, а секс главного героя и его возлюбленной (Наталья Седова — Ольга Сутулова) исключительно эротичен. Секс играет здесь исключительно важную роль: последние внутренние запреты у Троцкого рушатся на лекции Фрейда, после этого он окончательно понимает сущность революционной борьбы и вполне готов овладеть революцией и Россией. Одним словом, «Троцкий» крут, а «Демон» оставляет желать лучшего. Но в своей основе они похожи: оба сериала говорят о том, что миром правят сильные люди, перестраивающие его под себя. Герой возвышается над массой, революция — дело одиночки, заговор всесилен. Романтическая концепция истории здесь парадоксальным образом совпадает с сегодняшними политтехнологическими заморочками, предполагающими, что ловкие люди как угодно могут вертеть странами и народами. В этом отношении примечательны оба сериала.

В сущности, это историческое фэнтези, рассказывающее не столько о наших давних революциях, сколько о нас.