В Светлановском зале Дома музыки состоялся второй концерт из цикла «rEvolution» к 100-летию Великой Октябрьской революции. Этот масштабный проект — взаимное творчество музыкантов России и Швейцарии — страны, старательно избегающей любых конфликтов, и особенно внутренних. Однако тонко чувствующие музыку жители Альп постарались вместе с нашими композиторами заново осознать важность события, случившегося в 1917 году, не только для России, но и для всего мира. В рамках проекта этой осенью на территории обеих стран проходят концерты, коллоквиумы, лекции и другие мероприятия, анализирующие первую революцию XX века с помощью логики и искусства.
В цикле «rEvolution» три больших мероприятия, которые проходят в Доме музыки. Они состоят из больших музыкальных произведений, редких в исполнении на территории России. Второй концерт из этого цикла открыла «Литургическая симфония» Онеггера, посвящённая европейскому противостоянию в годы Второй мировой войны. В симфонии видится грандиозный масштаб борьбы народов, ставший последствием революций. Она говорит о ценности каждой человеческой жизни, о том, как любой превращается в щепку под напором волны слепой агрессии.

Продолжила программу концерта долгое время запрещённая в СССР кантата Николая Рославца «Комсомолия» для смешанного хора и оркестра. Неистовая и взволнованная, она предложила зрителям найти в своих бурных музыкальных волнах оправдание событиям октября, ведя едва уловимую лирическую линию, словно блик света сквозь металлолом. Кстати, именно из-за нежелательного идеологического подтекста «Комсомолия» долгие годы беззвучно хранилась в архивах Музфонда. Сложное для исполнения произведение потребовало тонкого понимания между дирижёром и оркестром, и маэстро Мишелю Табачнику, нашему соотечественнику, получившему швейцарское гражданство, и дирижировавшему Академическим хором РАМ им. Гнесиных и Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, это удалось.
В цикле «rEvolution» также представили мировую премьеру — первое исполнение на публику симфонической поэмы «1917» московского композитора Михаила Богданова. Абстрактную музыку сопровождали модные нынче у нас конструктивистские видеоинсталляции в исполнении Ольги Кумегер. Авторы хорошо передали стиль той эпохи, но заметно уступили музыкальной рефлексии композиторов, которые революцию пережили сами.

Сразу после антракта ошеломлённые громыхающим потоком драматичной музыки зрители услышали радостную, наполненную народными мотивами кантату Сергея Прокофьева к 30-летию Октябрьской революции «Расцветай, могучий край» для смешанного хора и оркестра на слова Е. Долматовского, а сразу после — знаменитую Сюиту Игоря Стравинского из балета «Жар-птица» для оркестра. Это произведение недаром было выбрано для завершения второго концерта цикла «rEvolution». Наполненная лиризмом сказки и ностальгией по славянским героям музыка из балета воплощает мир, что был уничтожен семнадцатым годом, и напоминает, какими на самом деле были древние ценности нашего народа, после революции перекованные в прямолинейный монументализм советской власти.
Следующий концерт цикла состоится 1 ноября в Камерном зале Дома музыки. Вокальный ансамбль Intrada исполнит «Десять поэм на слова революционных поэтов» Дмитрия Шостаковича и порадует отечественную публику десертом для музыкальных гурманов — очень редко исполняемой у нас «Мессой» швейцарского композитора Франка Мартена.