26 октября 2017 в 15:03

«rEvolution», революцией призванная

В Москве проходит цикл концертов, коллоквиумов и лекций, посвящённых 100-летию Октября

Фото: Фото: Агентство «Москва»

В Светлановском зале Дома музыки состоялся второй концерт из цикла «rEvolution» к 100-летию Великой Октябрьской революции. Этот масштабный проект — взаимное творчество музыкантов России и Швейцарии — страны, старательно избегающей любых конфликтов, и особенно внутренних. Однако тонко чувствующие музыку жители Альп постарались вместе с нашими композиторами заново осознать важность события, случившегося в 1917 году, не только для России, но и для всего мира. В рамках проекта этой осенью на территории обеих стран проходят концерты, коллоквиумы, лекции и другие мероприятия, анализирующие первую революцию XX века с помощью логики и искусства.

В цикле «rEvolution» три больших мероприятия, которые проходят в Доме музыки. Они состоят из больших музыкальных произведений, редких в исполнении на территории России. Второй концерт из этого цикла открыла «Литургическая симфония» Онеггера, посвящённая европейскому противостоянию в годы Второй мировой войны. В симфонии видится грандиозный масштаб борьбы народов, ставший последствием революций. Она говорит о ценности каждой человеческой жизни, о том, как любой превращается в щепку под напором волны слепой агрессии.

Фото: Фото: Агентство «Москва»

Продолжила программу концерта долгое время запрещённая в СССР кантата Николая Рославца «Комсомолия» для смешанного хора и оркестра. Неистовая и взволнованная, она предложила зрителям найти в своих бурных музыкальных волнах оправдание событиям октября, ведя едва уловимую лирическую линию, словно блик света сквозь металлолом. Кстати, именно из-за нежелательного идеологического подтекста «Комсомолия» долгие годы беззвучно хранилась в архивах Музфонда. Сложное для исполнения произведение потребовало тонкого понимания между дирижёром и оркестром, и маэстро Мишелю Табачнику, нашему соотечественнику, получившему швейцарское гражданство, и дирижировавшему Академическим хором РАМ им. Гнесиных и Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, это удалось.

В цикле «rEvolution» также представили мировую премьеру — первое исполнение на публику симфонической поэмы «1917» московского композитора Михаила Богданова. Абстрактную музыку сопровождали модные нынче у нас конструктивистские видеоинсталляции в исполнении Ольги Кумегер. Авторы хорошо передали стиль той эпохи, но заметно уступили музыкальной рефлексии композиторов, которые революцию пережили сами.

Фото: Фото: Агентство «Москва»

Сразу после антракта ошеломлённые громыхающим потоком драматичной музыки зрители услышали радостную, наполненную народными мотивами кантату Сергея Прокофьева к 30-летию Октябрьской революции «Расцветай, могучий край» для смешанного хора и оркестра на слова Е. Долматовского, а сразу после — знаменитую Сюиту Игоря Стравинского из балета «Жар-птица» для оркестра. Это произведение недаром было выбрано для завершения второго концерта цикла «rEvolution». Наполненная лиризмом сказки и ностальгией по славянским героям музыка из балета воплощает мир, что был уничтожен семнадцатым годом, и напоминает, какими на самом деле были древние ценности нашего народа, после революции перекованные в прямолинейный монументализм советской власти.

Следующий концерт цикла состоится 1 ноября в Камерном зале Дома музыки. Вокальный ансамбль Intrada исполнит «Десять поэм на слова революционных поэтов» Дмитрия Шостаковича и порадует отечественную публику десертом для музыкальных гурманов — очень редко исполняемой у нас «Мессой» швейцарского композитора Франка Мартена.

Майя Динова
М. Динова