Экипаж батискафа «Титан», затонувшего у обломков «Титаника» 18 июня, мог узнать о приближающейся гибели за минуту до фатального взрыва. Такое предположение высказал испанский эксперт по подводным лодкам Хосе Луис Мартин, который составил детальную хронологию катастрофы. К каким выводам пришел ученый и смогут ли семьи погибших получить компенсации от компании, организовавшей экскурсию, — в материале NEWS.ru.
Когда пассажиры поняли, что «Титан» неисправен
Испанский эксперт Хосе Луис Мартин предположил, что в батискафе произошел сбой электроснабжения. По мнению специалиста, в таком случае двигатель подлодки полностью вышел бы из строя, а навигационные системы перестали реагировать на команды капитана.
Ученый предположил, что неполадка на батискафе случилась на глубине 1,7 км под водой, а взорвался «Титан» только на глубине в 2,6 км. Эксперт уверяет, что аварийное падение заняло около минуты, на протяжении которой экипаж уже знал о скорой смерти.
Эта версия оспаривает популярное мнение о том, что гибель туристов была мгновенной.
Как «Титан» пошел ко дну
По версии специалиста, сразу после поломки батискаф перевернулся по своей оси — иллюминатором ко дну. «„Титан“ изменил свое положение и начал падение вертикально, как стрела», — говорит Мартин. Предполагается, что это произошло за счет массы пассажиров, которые в момент аварии сгрудились у иллюминатора, наблюдая за тем, что происходит снаружи.
Когда двигатели субмарины перестали работать, суммарный вес пассажиров, составлявший около 400 кг, вывел лодку из равновесия, заставив ее перевернуться и падать.
Что ощущали пассажиры во время падения
Испанский эксперт допускает: в этот момент пассажиры повалились к иллюминатору, начали кричать, пинать друг друга, пытаясь вернуть равновесие.
Электроснабжение уже отключилось, на глубине нет никакого естественного света, поэтому все это происходило, скорее всего, в полной темноте.
«В этот момент они все осознали, что их ждет. И притом в полной темноте. Представьте себе ужас, страх и агонию, которые там были. Должно быть, происходящее сильно напоминало фильм ужасов», — описывает катастрофу специалист.
Как капитан пытался спасти судно
Испанский эксперт предположил, что за ту минуту, пока судно шло ко дну и пассажиры в панике кричали, капитан, глава экспедиции Стоктон Раш пытался исправить ситуацию и дотянуться до аварийного рычага.
Если бы это удалось, судно бы сбросило тяжелые грузы, что позволило бы лодке начать подниматься. Но, судя по всему, капитан в темноте и давке либо не успел дотянуться до рычага, либо он тоже оказался не в состоянии действовать.
Какую компенсацию получат семьи жертв
Пока эксперты обсуждают новые гипотезы, семьи погибших готовятся подать в суд на компанию OceanGate, которая организовала экспедицию. Родственники ожидают финальной официальной версии того, что на самом деле вызвало катастрофу, чтобы подать затем в суд.
Американский юрист Ник Оберхейден допускает: если будет доказано, что трагедия произошла из-за халатности сотрудников OceanGate, семьи получат компенсации суммой вплоть до $100 млн.
Впрочем, успех процесса зависит от многих факторов, в том числе от того, смогут ли семьи судиться в американской юрисдикции, учитывая, что фирма зарегистрирована на Багамских островах.
Что сейчас с компанией OceanGate
Пока семьи погибших решают, как им засудить фирму Стоктона Раша, компания формально продолжает приглашать туристов. Хотя OceanGate официально объявила о приостановке работы, сайт компании до сих пор рекламирует туры на официальном веб-сайте. Посетителям страницы предлагают две миссии к обломкам «Титаника», запланированные на 12–20 июня и 21–29 июня следующего года.
Стоимость билета — $250 тыс. Туда входит курс подготовки, снаряжение для экспедиции и одно погружение. «Прибудьте в приморский город Сент-Джонс, чтобы встретить свою экспедиционную команду и сесть на судно, которое доставит вас к месту крушения „Титаника“», — говорится в описании.
Что с остальными батискафами компании OceanGate
Сообщается, что OceanGate пытается продать свои уцелевшие суда. Так, любителям подводных путешествий предлагается Antipodes, внешне напоминающий погибший «Титан».
«Antipodes — это глубоководная пилотируемая подводная лодка с проверенным опытом и отличными показателями безопасности. Судно хорошо оборудовано и готово к погружению», — говорится в описании.
Это один из первых батискафов компании, на котором OceanGate возила туристов и ученых на морское дно. Хотя аппарат успешно проработал более пяти лет, покупателей, готовых заплатить за него почти $800 тыс., пока не нашлось.
Хроника гибели батискафа
18 июня «Титан» с пятью туристами на борту спустился к обломкам «Титаника», которые находятся в Атлантическом океане на глубине в 3,8 тысячи метров.
Аппарат длиной 6,4 метра принадлежал компании OceanGate Expeditions, которая с 2021 года помогает желающим исследовать остатки знаменитого лайнера. Билет также стоил $250 тысяч. За эти годы компания спустила на место катастрофы около 60 туристов и 15–20 исследователей.
Ожидалось, что «Титан» потратит два часа на спуск, несколько часов на изучение руин лайнера и еще два часа на обратный путь. Контакт с «Титаном» был потерян через 1 час 45 минут после начала экспедиции. К тому времени судно, предположительно, уже достигло глубины в 3500 метров.
На борту «Титана» находились 58-летний британский миллиардер и путешественник Хэмиш Хардинг, 48-летний бизнесмен пакистанского происхождения Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман (оба — подданные Великобритании), французский исследователь Поль-Анри Наржоле 77 лет и сам основатель компании OceanGate Стоктон Раш.
Читайте также:
Пятеро смелых: что известно о пассажирах пропавшего батискафа «Титан»
«Стучать было некому»: друг создателя «Титана» о причинах взрыва
Батискаф «Титан»: что с ним случилось, как устроен, кто был внутри
Newsweek: «Симпсоны» могли предугадать катастрофу с батискафом «Титан»