Почему мигранты массово жгут машины в Швеции
Как поджоги в городах изменят политическую ситуацию в стране

Европейский мигрантский кризис напомнил о себе в в Швеции массовыми поджогами автомобилей. Стремление к безопасности заставит шведов на сентябрьских парламентских выборах отказаться от провальной скандинавской модели социализма и усилить правопопулистов. Но большой вопрос, смогут ли последние снизить уровень криминогенности в обществе, а тем более — ликвидировать мигрантские анклавы, где без особой необходимости не рискует появляться даже полиция.
14 августа полиция шведского Гётеборга задержала двух подозреваемых в поджоге автомобилей, но аресты продолжатся. В ночь с 13 на 14 августа более сотни авто были сожжены, либо повреждены в Гётеборге, Фалькенберге и Тролльхеттане. Также машины горели в столичном Стокгольме. «Поджоги были организованы настолько хорошо, что напоминали военную операцию», — цитирует Reuters заявление шведского премьер-министра Стефана Левена, который вынужден был посетить Гётеборг. Издание сообщает, что беспорядки меньших масштабов продолжаются в Гётеборге и других шведских городах на протяжении всего лета.
BREAKING: Serious situation in Sweden. Youths torched around 14 cars near a shopping centre in Gothenburg pic.twitter.com/Ia9vbMnNV0
— Voice of Europe (@V_of_Europe) August 13, 2018
9 сентября в стране должны состоятся парламентские выборы. Поджоги автомобилей могут негативно отразиться на результате правящей коалиции Социал-демократической партии и партии зелёных, отмечает Reuters. Соцопросы показывают, что шведские социал-демократы «готовятся к одному из худших в истории результатов». При этом существенно улучшились позиции популистской партии «Шведские демократы» (Sverigedemokraterna), набирающей популярность за счёт антимигрантской риторики. «После голосования они станут одной из трёх крупнейших партий в Риксдаге (однопалатный парламент Швеции. — News.ru)», — прогнозирует издание. «Шведские демократы» выступают за строгие ограничения в количестве принимаемых мигрантов и являются принципиальными противниками приёма страной беженцев из стран Ближнего Востока. В 2015 году член партии Гунилла Шмидт даже предложила на своей странице в Facebook расстреливать пытающихся проникнуть в страну беженцев из пулемёта, но впоследствии оправдала свой пост «временным помешательством» и удалила его. Также партия выступает за сокращение пособий по безработице и урезание социальных расходов, что существенно отличает её экономическую программу от привычной для шведского политического истеблишмента «скандинавской модели социализма».
Массовые поджоги, за которыми явно прослеживается мигрантский след, ещё сильнее укрепят позиции «Шведских демократов», отмечает News.ru заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов: «Лозунг партии „Сохраним Швецию шведской“ вызывает обвинения со стороны противников в неонацизме, но в действительности, они не используют нацистскую символику и не являются сторонниками расовой теории, а лишь хотят навести порядок в миграционном законодательстве». Традиционные партии принципиально отказываются от сотрудничества с «Шведскими демократами», считая эту партию «нерукопожатной», но хороший результат на парламентских выборах заставит с ними считаться, прогнозирует эксперт.

Первые крупные беспорядки произошли в Швеции 2013 году, ещё до того, как в европейские страны хлынула волна переселенцев с Ближнего Востока. После того, как в стокгольмском районе Хусбю полицейские застрелили угрожавшего им ножом пожилого мужчину, массовые беспорядки, в которых наряду со взрослыми участвовали школьники, продолжались в столице и других городах. В феврале 2017 года в столичном пригороде Ринкебю, где проживают преимущественно выходцы из Ближнего Востока, Азии и Африки, полицейская операция по задержанию подозреваемого переросла в настоящую битву с местными жителями: в сотрудников правоохранительных органов полетели камни, толпа разгромила местные магазины. Пострадал полицейский и владелец магазина, пытавшийся защитить собственное имущество. Никого из погромщиков полиции задержать не удалось. «Швеция приняла большое количество беженцев и мигрантов, и у неё появились проблемы, которые раньше казались невозможными», — комментировал в 2017 году рост криминала в Швеции американский президент Дональд Трамп.
В Швецию за последние годы въехало несколько сот тысяч иммигрантов, указывает Воронов: «Относительно небольшое государство стало самым „гостеприимным“ в Евросоюзе. В Гётеборге, Малмё, других городах есть целые районы, куда даже полиция заходит только в крайних случаях, не говоря о рядовых обывателях». По его мнению, шведские власти стали жертвой неправильно понятой идеи толерантности и предпочитают замалчивать эти проблемы. Ситуация требует крайних мер, половинчатыми решениями здесь не отделаешься. Чрезвычайно высокий уровень криминала среди мигрантов усугубляется тем, что принимающая страна не ждёт от новых гостей никакой трудовой отдачи, замечает Воронов: «У них есть возможность „легализоваться“ и получать пособия, единственное, что требует от них государство — полтора-два года делать вид, что они изучают язык страны проживания. От безделья молодые люди сколачивают банды».