О своём знакомстве с американским журналистом рассказывает главный редактор сайта News.ru Рафаэль Гусейнов.


Телеграфные агентства передали из Киева, что в столице Украины был задержан подозреваемый в убийстве журналиста Пола Хлебникова — Магомед Дукузов. Убийцу, которого разыскивают российские правоохранительные органы, готовят к экстрадиции в Москву. Контакты с украинскими полицейскими у России практически на нуле, но здесь случай особый. Дело об убийстве Хлебникова было громким, и он являлся гражданином Америки. Пола застрелили вечером 9 июля 2004 года на выходе из российского офиса журнала Forbes. Ещё было по-летнему светло, он успел разглядеть лица убийц и сказать врачам, которые везли его в больницу, что они ему неизвестны. Возможно, несмотря на тяжесть ранений, его могли бы спасти, но в 20-й московской городской больнице вышел из строя лифт. Он и стал местом, где Пол Хлебников скончался на каталке, не доехав до реанимационной палаты.

Место убийства главного редактора российского издания журнала «Форбс» Пола ХлебниковаФото: ТАСС/Марат АбулхатинМесто убийства главного редактора российского издания журнала «Форбс» Пола Хлебникова

Американский журналист, русский по происхождению, православный по вероисповеданию, Павел Юрьевич Хлебников родился в 1963 году в семье потомков «белой эмиграции». Пол занимался небезопасным в любой стране, и особенно в России, делом — журналистскими расследованиями. Он происходил из очень интересной семьи, был потомком декабриста Ивана Пущина. Его прапрадед контр-адмирал русского флота Аркадий Небольсин служил на линейном корабле «Император Павел I», а во время Цусимского сражения командовал крейсером «Аврора» и спас корабль. В 1905–1909 годах он был российским военно-морским атташе в Америке. Адмирала убили восставшие матросы в марте 1917 года, на следующий день после отречения от престола Николая II.

Сам Пол был хорошо образованным человеком, владел достаточно свободно (и я не раз был тому свидетелем) пятью языками. Степень магистра он получил в Лондонской школе экономики и политических наук, а докторскую степень защитил там же в 1991 году, написав работу о столыпинской аграрной реформе.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Автору этих строк он был известен как человек достаточно закрытый, несмотря на внешнюю приветливость, весёлый нрав и обаяние. Кто знает, что он исследовал незадолго перед смертью и кого, быть может, мог при этом основательно задеть? Не исключено, при всех версиях, что Пол подошёл близко к тайнам людей, серьёзно охраняющих свои особые интересы. Одно могу сказать: он тщательно готовился перед каждой статьёй, выверял все факты и цифры, перепроверял себя. Однажды мы летели вместе с ним на персональном джете Вагита Алекперова в «столицу» ЛУКОЙЛа — Когалым. Готовясь к беседе с главой нефтяной компании, он на моих глазах пропустил и завтрак, и обед, тщательно листая объёмистое досье.


У нас Пол стал известен после книги «Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России». Книга вышла в 2001 году, была переиздана в ряде стран и вызвала большой гнев главного героя. Имя Хлебникова после суда с Березовским, который довольно широко освещала мировая пресса, узнали многие. Но помимо благодарных читателей он приобрёл и влиятельных недругов. И не только в лице Березовского.

Фото: «Детектив-Пресс»

Когда я встречался с Хлебниковым после завершения суда, он почти ничего не говорил об этом и был погружён в работу над новой книгой. В 2003 году этот труд вышел в свет под впечатляющим заголовком «Разговор с варваром. Беседы с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым о бандитизме и исламе». Нухаев — одна из самых любопытных фигур дудаевской Чечни. В прошлом судимый бандит, крёстный отец чеченских преступных группировок в Москве, а затем первый вице-премьер в правительстве Яндарбиева проживал тогда в Закавказье. Он залечивал свои раны и занимался, судя по его словам, экономическим проектом — «Кавказский общий рынок». Нухаеву льстило, что с ним захотел пообщаться крупный американский журналист, он полагал, что сможет изложить западному миру свои «экономические» воззрения. Но в результате получил в книге убийственный приговор. Пол написал о нём как о варваре, преступнике, изгое, которому не место в цивилизованном мире. Этого простить Нухаев никак не мог в силу своего менталитета.

Фото: «Детектив-Пресс»

Беседы с Нухаевым и комментарии Пола составили содержание книги. Сам Хлебников характеризовал взгляды Нухаева так: «специфическая смесь ислама, кавказской культуры и бандитизма». Позволю привести ещё одну резкую цитату Хлебникова, которая определила его позицию по отношению к философствованиям Нухаева: «Исламские фундаменталисты не только отстаивают свою независимость перед европейской цивилизацией — они мечтают завоевать мир. Со всеми другими противниками можно хоть как-то договариваться, а с этими нельзя. Исламский фундаментализм — это целое мировоззрение, настолько противоположное всему тому, чему мы верим, что о договоренности не может быть и речи. Исламские фанатики действительно хотят покорить весь мир; с ними даже мирное сосуществование невозможно».


Погружаясь в непростой для понимания западного человека мир ислама, в его взаимоотношения с христианством, Хлебников иногда ошибался, что-то утрируя, а что-то недооценивая, но в целом искренне старался проникнуть в эту непростую проблематику.

Однако, в отличие от первой книги, вторая осталась практически незамеченной. По существу, интерес негативного характера к ней проявили лишь те, кого сам автор причислял к фундаменталистам, порой излишне широко трактуя это понятие. Хлебников это понимал и неслучайно в предисловии к своему труду написал: «Многим моя книга покажется оскорбительной».

Вскоре сам Пол перебрался в Москву, где занялся другими делами, возглавив российское издание одного из солидных западных журналов Forbes. Куда-то исчез и Нухаев. Разные о нём ходили слухи. Скорее всего, он затаился в Турции и, будучи человеком богатым, обеспечил себе комфортное существование.

Что касалось новой работы Пола, то уже один из первых номеров Forbes под его редакцией вызвал огромный интерес не только массового читателя, но и господ, редко «опускающихся» до того, чтобы взять в руки печатное издание.

Расследование об отечественных миллионерах в той или иной мере затронуло сотню самых богатых людей новой России. Не думаю, что хотя бы один из упомянутых в списке нуворишей звонил в редакцию с благодарностью. А некоторые торопливо открещивались от миллиардов, им по Forbes принадлежащих.

Человек верующий, Павел Хлебников с огромным интересом относился к исторической родине, тянулся к своим русским корням, пытался понять Россию, в которую он приехал. В одной из его книг есть глава «Русская идея». Павел Хлебников заканчивал её следующими словами: «Русь всегда побеждала те силы, которые пытались ее уничтожить, и у меня нет сомнений, что она восторжествует и сегодня».

Жаль, что Павлу уже не удастся это увидеть.