Назначение бывшего главного таможенника Андрея Бельянинова главой Евразийского банка реконструкции и развития могло бы стать малой сенсацией, случись оно уже в прошлом году. Сразу после сенсационного обыска в особняке чиновника. Когда миллионы телезрителей увидели коробки из-под обуви, наполненные рублями и долларами. Не говоря уже о картинах в золочёных рамах и антикварной мебели. Но немало воды с тех пор утекло в Москва-реке, обстоятельства той истории лета прошлого года, вроде бы обещавшей быть громкой, забылись.
Видео: РБК
Фактически такие типовые репортажи о бравых борцах с коррупционерами обычно предшествовали задержанию и последующему суду над незаконно обогатившимся. В тот раз всё пошло не по обычному сценарию. Бельянинова не только не задержали, но вскоре перед ним извинились, ему вернули изъятые ценности не то на 60, не то на 100 миллионов рублей, которые оказались честными семейными накоплениями. Тем более что его жена, бизнесвумен, показывала заработок, в четыре раза превосходящий мужний.
А вскоре сам президент помянул своего пострадавшего товарища по работе в ГДР, с которым поступили недопустимо. Правда, Бельянинов всё-таки был вынужден покинуть таможню. Но ему публично была обещана новая престижная работа. Сам пострадавший от не по уму фанатичных чекистов заявил, что он не мыслит себя вне госслужбы, которой посвятил всю свою сознательную жизнь, и готов по распоряжению президента хоть полы мыть в сортире, хоть в губернаторы пойти.
Надо сказать, что Бельянинов, который, по воспоминаниям соратников, в ГДР больше занимался хозяйственными делами по обеспечению резидентур в ГДР и в Западном Берлине, всё-таки после августа 1991-го ушёл с госслужбы в банковскую сферу. Но после прихода к власти Владимира Путина, помнившего своих соратников по Восточной Германии, вновь заступил под государственные знамёна. И после Рособоронэкпорта десять лет возглавлял ФТС.
В результате ему выпал третий вариант — начать карьеру главы банка, созданного государствами — членами Евразийского экономического союза.
Но у такой святочной истории есть и теневая сторона.
Не туда зашли
Между тем в конце июля 2016 года оперативники 6-й службы УСБ ФСБ пришли с обыском в кабинет и загородные дома председателя ФТС Андрея Бельянинова не просто так.
Главный таможенник страны стал целью ФСБ в 2010 году, когда смог добиться полной автономии таможни от Лубянки. Произошло это после того, как Бельянинов указал президенту на наличие коммерческих связей владельца Черкизовского рынка Тельмана Исмаилова со своим заместителем Игорем Завражным, генералом ФСБ, прикомандированным к таможне.
И вот летом 2016-го люди в форме и в штатском вторглись во владения самого Андрея Бельянинова. Следственные действия происходили в рамках дела о контрабанде алкоголя питерским олигархом Дмитрием Михальченко. Элитные коньяки и виски он таким образом поставлял в собственные же рестораны. В поисках доказательств преступлений питерского бизнесмена оперативники 6-й службы УСБ ФСБ получили показания от его коллеги Анатолия Киндзерского, чья компания «Контрейл Логистик Северо-Запад» осуществляла ввоз и таможенное оформление алкогольной продукции.
Эта компания, помимо прочего, имела статус уполномоченного экономического оператора ФТС, который позволял осуществлять таможенное декларирование груза в течение месяца после его фактического выпуска в свободное обращение.
Как бы то ни было, сразу после ареста Киндзерский заключил досудебное соглашение, в рамках которого дал показания о договорённостях с главой службы безопасности Дмитрия Михальченко, но главное — раскрыл обстоятельства получения статуса уполномоченного экономического оператора. Благодаря этим показаниям ФСБ получила основания для обыска в компаниях группы «Арсеналъ» предпринимателя Сергея Лобанова, входившего в ближнее окружение председателя ФТС Андрея Бельянинова, а также в кабинете самого главы таможни.
Но колесо фортуны сделало свой новый поворот. Два заместителя Бельянинова оказались в «Лефортово», а сам он слёг с гипертоническим кризом. Однако президент жёстко критиковал работников знаменитого 6-го управления ФСБ — «шестёрки», — на счету которого масса сенсационных дел, начиная с дела контрабанды на «Черкизоне» и заканчивая арестом генерала МВД Дениса Сугробова. Главе государства не пришлась по душе преждевременная шумиха вокруг офицера, к которому, как оказалось, личных претензий не было.
В результате один, как утверждают, из создателей нынешней системы экономического контроля ФСБ генерал Феоктистов с поста заместителя начальника Управления собственной безопасности был прикомандирован к «Роснефти» в качестве начальника службы безопасности. Ну а после истории с задержанием министра Улюкаева отправлен в отставку. Несмотря, как поговаривают, на усилия его высоких покровителей сохранить его в активном резерве. Как говорится, перестарался. Проявил усердие не по уму.
Впрочем, есть сведения, что и генерал Феоктистов, и бывший главный таможенник теперь могут встретиться на каком-то конгрессе банкиров. Или на совещании в Центробанке. Они пришли в одну сферу деятельности.