Любой политический экспромт должен быть хорошо подготовленным. Поэтому, когда после награждения правозащитников и благотворителей омбудсмен от Калужской области Зельников подошёл к главе государства с предложением объявить амнистию по поводу вступления в должность нового президента, Владимир Путин с готовностью отреагировал: «Подумаем!»
Абстрагируемся от некоторого комизма ситуации, поскольку инициатором амнистии, которую по закону объявляет Государственная дума, может выступить только вновь избранный президент, но ни у кого нет сомнений в том, как его будут звать. Да и сам Путин нисколько не кокетничает и обещает подумать над вопросом.
Амнистия (от греческого αμνηστία — «забвение», «прощение») в общем виде определяется как мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам, совершим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания группы лиц.
Собственно, с момента принятия ныне действующей Конституции России в 1993 году в стране было объявлено 19 амнистий. Среди них обычно выделяют массовые амнистии по случаю 55-летия и 70-летия Великой Победы. В 2000 году эта мера коснулась восьмисот тысяч человек, более двухсот тысяч смогли покинуть места лишения свободы. Причём обычно под амнистию попадают не только отбывающие свои сроки наказания, но и просто заключённые в СИЗО или находящиеся под следствием.
Надо сказать, что в России с её определённым недоверием к эффективности судебной системы амнистии примиряют часть общества с властью, а зачастую позволяют без потери лица исправить явные юридические несправедливости. Уже сейчас после ставшего достоянием гласности предложения калужского правозащитника появились первые прогнозы относительного того, какие группы могли бы в первую очередь стать бенефициарами такой президентской амнистии.
Речь традиционно идёт о ветеранах войны, людях пожилого возраста старше семидесяти лет, беременных и матерях малолетних детей, а также об инвалидах.
Феномен Улюкаева
Но, признаемся, нас интересуют совсем другие персонажи. Мы же помним, как обвинённый в халатности бывший министр обороны Сердюков счастливо попал под амнистию и ни дня не провёл даже под домашним арестом. А ныне получил престижную должность в рамках госкорпорации «Ростех».
Понятно, что сейчас всех интересует, выиграет ли что-то в случае действительного объявления инаугурационной амнистии Алексей Улюкаев. Формально он обвиняется в тяжком преступлении, которое обычно под амнистию не подпадает. Но есть и политический момент. Улюкаев уже и наказан, и унижен. Эксперты во весь голос говорят о победе условной корпорации силовиков над либеральными экономистами. Соответственно, в либеральном лагере крайне недовольны таким исходом дела. Алексей Кудрин назвал приговор «ужасным». А учитывая, что президент всегда действует по принципу сдержек и баланса интересов различных групп, то выход из сложившейся коллизии вполне может быть найден. И в этом пока главная интрига возможной амнистии.