Ровно 100 лет назад родился великий русский писатель Александр Солженицын, диссидент и лауреат Нобелевской премии по литературе. Его имя ассоциируется с романами и повестями о жертвах советской власти, однако писатель внёс свой вклад и в кинематограф. News.ru вспоминает, как снимали фильмы по книгам Александра Исаевича.
«В круге первом», 2006
Сериал режиссёра Глеба Панфилова, сценарий к которому написал сам Солженицын. В фильме с Евгением Мироновым и Дмитрием Певцовым рассказана история учёных-зэков, выполняющих заказ Сталина — разработать аппарат секретной телефонной связи. В этих тяжёлых обстоятельствах главного героя одолевают сомнения, стоит ли работать на ненавистный режим или сразу отправиться в ГУЛАГ. Параллельно с историей учёного Глеба Нержина показана жизнь советского дипломата Иннокентия Володина. Госслужащий пытается передать своим американским коллегам сведения о том, что советские учёные пытались заполучить наработки США в создании атомной бомбы.
По воспоминаниям режиссёра, Солженицын сам выбрал актёров только по фотографиям, альбом с которыми передал ему Панфилов. Особенно ему пришлась по душе кандидатура Евгения Миронова.
Идея снять фильм по книге пришла к режиссёру за 30 лет до съёмок. Глеб Панфилов прочитал роман в 1974 году и был потрясён. Уже тогда он начал размышлять, как было бы здорово воплотить идею в жизнь.
«"Вот это бы сделать!" — подумал я тогда. Но догадывался, что это станет возможным лет через 300. Я ошибался — получилось снять через 30 лет», — вспоминал режиссёр.
«В круге первом», 1992 (The First Circle)
Драматический триллер канадского режиссёра Шелдона Ларри. Фильм идёт три часа и рассказывает ту же историю, что и российский сериал, только уже глазами жителя Запада, поэтому фильм Шелдона Ларри принято считать триллером. «В круге первом» снимали в Монреале, Москве и Париже, а впервые его показали во Франции. Позже кинокартину продемонстрировали в других европейских странах, а в 1994 году она доехала до России, где её показали на Первом канале.
На роль Сталина в картине взяли актёра ассирийского происхождения Ф. Мюррея Абрахама, который позже прославился по ролям в экранизации «Тихого Дона» и трагикомедии Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт».
«Один день Ивана Денисовича», 1970
За экранизацию знаменитой повести о рядовом заключённом ГУЛАГа взялся финский режиссёр Каспар Вреде, а сценарий написал Рональд Харвуд, создатель фильма «Пианист» о еврейском музыканте Владиславе Шпильмане.
Судьба фильма на родине режиссёра оказалась ненамного проще, чем у Ивана Денисовича. Продюсер Йорн Доннер попытался показать фильм в Финляндии, однако столкнулся с противодействием Финского совета по классификации фильмов, который запретил показ в стране. Позже это решение подтвердил Верховный административный суд Финляндии. Впервые соотечественники Каспара Верде смогли посмотреть фильм лишь в 1994 году.
Чтобы придать суровости происходящему, Каспар Верде решил перенести натурные съёмки в Норвегию. Вместе со сценаристом они решили, что будет намного лучше, если они сделают сюжет максимально обобщённым, поэтому в фильме практически не упоминаются имена персонажей, кроме Ивана Денисовича.
Впоследствии Солженицын очень тепло отзывался о работе режиссёра, по мнению писателя, ему удалось передать суть переживаний советского заключённого. И всё же фильм финского режиссёра получился не таким суровым, как это было на самом деле.
«Например, для нашего глаза, для моего или если бы мои друзья могли это видеть, бывшие зэки (увидят ли они когда-нибудь этот фильм?), — для нашего глаза телогрейки слишком чистые, не рваные; потом, почти все актёры, в общем, плотные мужчины, а ведь там в лагере люди на самой грани смерти», — рассказал Солженицын в эфире французской программы Les dossiers de l'écran.
«Один день Ивана Денисовича», 2019
В настоящее время Глеб Панфилов, по его словам, снимает «живую» картину, в центре которой — человек, оказавшийся в экстремальных обстоятельствах. При этом фильм будет не прямой экранизацией, а картиной по мотивам повести Александра Исаевича, которую режиссёр назвал «бестселлером начала 60-х».
«История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор. Более того, там есть такие моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня, чтобы у меня всё связалось и всё получилось», — рассказал Панфилов в интервью «Российской газете».
Режиссёр надеется, что зима 2018−2019 года будет холодной и солнечной. Он планирует продолжить съёмки в январе нового года, при этом лагерные сцены будут снимать в Подмосковье. Премьеру фильма планируют приурочить ко Дню Победы 2020 года.