Недополученная прибыль нефтепереработчиков от заморозки цен на бензин может составить 150 млрд рублей, к такому выводу пришли эксперты. News.ru выяснял, за счёт чего российский нефтяной сектор сможет компенсировать потери и как это скажется на кошельке водителей.
С конца 2017 года и по настоящее время ситуация на сырьевом рынке в России заметно изменилась. Цена сырой нефти марки Brent выросла с $50–55 за баррель до нынешних $77, успев несколько раз протестировать отметку $80 за баррель. Соответственно, поднялись розничные цены на моторное топливо в странах Евросоюза, которые являются основными покупателями продукции российских НПЗ, пояснил порталу News.ru финансовый консультант TeleTrade Михаил Грачёв.
Например, 95-й бензин подорожал с 1,17 евро/литр в июле 2017 года (средняя цена по Евросоюзу) до 1,32 евро/литр в конце октября. Цена дизеля за это же время изменилась с 1,07 евро/литр до 1,27 евро/литр.
При этом цена того же топлива на российском внутреннем рынке в пересчёте на евро практически осталась без изменений (95-й бензин подорожал на 0,66%, дизель — на 9,63%).
«Совершенно очевидно, что у нефтяников растёт желание увеличить поставки на экспорт для извлечения большей прибыли», — уверен Грачёв.
По его мнению, нефтяной сектор, говоря о недополученной прибыли от поставок на внутренний рынок, почему-то умалчивает данные о сверхприбыли от экспорта за счёт той же курсовой разницы.
«Об этом им — и не только нефтяникам, а и всем экспортёрам сырьевого рынка — напомнил помощник президента Андрей Белоусов в программе привлечения сверхдоходов», — отметил эксперт.
Важно и то, что эта проблема вступает в противоречие с потребностями внутреннего рынка и задачами правительства по сдерживанию инфляции. Далее можно говорить о социальной ответственности нефтепереработчиков, ценах на бензин в нефтедобывающих странах, о государственной собственности на природные ресурсы и т.д. Но поскольку правительство всё-таки пытается сдержать аппетиты нефтяников (например, премьер Дмитрий Медведев пригрозил повышением акцизов), вероятнее всего, цена моторного топлива на заправках в ближайшие полгода останется вблизи текущих значений.
Между тем сами нефтяники просят кабмин поднять цены на топливо на 4–5 рублей за литр. Эта тема поднималась на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 24 октября, сообщает РБК. Цены, по их оценке, нужно поднимать уже в 2019 году. При этом правительство договорилось с нефтяными компаниями после скачка цен на бензин весной, что стоимость «горючки» будет сдерживаться с 1 июня. Данные условия действуют и по сей день.
Однако сильным действующим фактором является понижение курса рубля и дорогая нефть. Совокупность этих обстоятельств вынуждает компании продавать бензин заметно дешевле.
Кабмин же твёрдо стоит на своём. Нефтяники не должны рассчитывать на компенсацию от недополученных доходов, и вообще им стоит быть ближе к народу. «С учётом доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов, компаниям (нужно) проявить альтруизм», — считает Козак.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков подчеркнул, что Кремль в курсе сложившейся ситуации. По его словам, правительство данную тему тщательно отслеживает. «Принимаются активные меры, работа ведётся», — заявил Песков.
Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что по мере того как дорожает сырая нефть, нефтепереработка теряет рентабельность.
«Требования нефтяников обоснованны, однако государство должно цены сдерживать, чтобы не допустить неконтролируемого роста инфляции», — говорит Мильчакова.
Учитывая, что, по прогнозам ЦБ и Минфина, инфляция в текущем году не выйдет за рамки 4%, решение было удачным. Оно актуально и сейчас, а также будет актуальным в следующем году, поскольку цены на нефть, скорее всего, будут сохраняться на высоком уровне.
«Так как правительство получает сверхдоходы от экспорта сырья, оно вполне может позволить себе потратиться на субсидирование розничных цен на бензин», — отмечает эксперт.
Между прочим, именно так и поступают во многих странах — экспортёрах нефти, в том числе в ОАЭ и Саудовской Аравии. Логично, что Россия может поступать аналогичным образом.
Кто несёт потери
Как рассказал аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, о реальных потерях для АЗС пока речи нет: крупные сети продолжают получать хорошую прибыль за счёт выгодной закупочной цены и продажи сторонней продукции вроде напитков и еды.
«Настоящие проблемы испытывают независимые АЗС, которые вынуждены закупать топливо по более высокой стоимости и реализовывать его с дисконтом по сравнению с большими компаниями», — подчёркивает Мащенко.
С ростом мировых нефтяных цен мелким игрокам пришлось поднять цены до общерыночных, из-за чего они потеряли единственное конкурентное преимущество. Таким образом, если производители договорились поставлять сырьё независимым игрокам по ценам для своих дочерних компаний, то необходимость в повышении стоимости нефти попросту отпадёт.
Аналитик подчёркивает, что исправить ситуацию с дефицитом топлива на внутреннем рынке может выдача экспортных лицензий, которые будут получать только НПЗ, что должно сократить число спекулянтов, зарабатывающих сверхприбыли на экспорте за счёт девальвации рубля и росте цен на мировом нефтяном рынке.

Ведущий аналитик «Эксперт плюс» Мария Сальникова подчёркивает, что потери от недополучения прибыли можно считать при условии, что в стране наблюдается устойчивый экономический рост. Если же компании хотят компенсировать прибыль за счёт населения при перманентном санкционном давлении, то тогда можно утверждать, что отрасль просто не горит желанием снижать темпы прироста доходов в сравнении с прошлым годом.
«Поддержка населения путём договорённости с АЗС не повышать цены актуальна сейчас, но уже с начала 2019 года более вероятно, что цены на бензин возобновят рост», — сказала Сальникова.
Она отмечает, что после Нового года будет введена обновлённая система ценообразования, станут учитываться отмена экспортных пошлин, увеличение налога на добычу полезных ископаемых, а также появится система субсидий для нефтеперерабатывающих заводов.
В процентном соотношении в первый месяц 2019 года цена в среднем может подняться на 6–9%, не исключает Сальникова. Дополнительный фактор неопределённости — динамика рубля под конец текущего года и начало следующего, что в значительной степени будет зависеть от санкций со стороны США, о которых станет известно в ноябре.