Вчера премьера фильма Алексея Учителя «Матильда» прошла в Санкт-Петербурге: билеты в Мариинский театр стоили 7 тысяч рублей, и зал был полон. Порядок охранял ОМОН, против «Матильды» стояли человек 15 с иконами в руках. Три человека стояли за «Матильду», плакат с обещанием «защитить от православных террористов» у них попытался отобрать Анатолий Артюх. Лидер движения «Народный Собор» в Петербурге и помощник депутата Госдумы Виталия Милонова смял плакат, началось слабое подобие потасовки, в результате ОМОН проверил у всех документы, и спорщиков везли в отделение полиции. В остальном же все было тихо: отправившийся смотреть «Матильду» Артюх обещал вызвать полицию, если на экране обнаружится нечто, оскорбляющее память Николая II. Ничего подобного он там не нашел, и это не удивительно.

Фото: Фото: Агентство «Москва»

Сегодня с 11 утра «Матильду» начали показывать в Москве, в кинотеатре «Октябрь», и тут все обошлось без большой помпы и протестов — для них нужна публичность и телекамеры. Вечером же была премьера, VIP-гости, оцепление, ОМОН, ЧОП, ФСО и женщина с плакатом «Руки прочь от святого царя». Плакатоносицу задержали, в отделении оказались и 6 ее единомышленников — трое из них пытались устроить несанкционированный митинг у «Московского дома книги». Внутри кинотеатра «Октябрь» Евгнению Миронову пытались вручить несколько серебряных монеток (видимо, по аналогии с тридцатью серебренниками). Но он их не взял, повторить попытку помешала ФСО.

Потом была презентация, вслед за ней показали фильм, и теперь можно подвести итоги. Госпожа Поклонская и иже с ней боролись с мировым злом, а оно оказалось добротной костюмной мелодрамой, снятой с непривычным для отечественного кинематографа размахом. «Матильду» уже успели окрестить «сериальным мылом», но оператор в фильме работает превосходно, костюмы красивы, все сверкает и переливается, и это та «Россия, которую мы потеряли», о коей в свое время печалился молодой еще Говорухин.

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Кто из посмотревших «Матильду» усомнится в том, что Алексей Учитель монархист? Он любит еще не ставшего Николаем II цесаревича (Ларс Айдингер), тот — очаровательную, обольстительную Матильду Кшесинскую, которую играет полька Михалина Ольшанская, Александр III крепко держит Россию в своих сильных руках. Это обращенная назад, в отечественное прошлое, утопия, и кого-то, разумеется, может озадачить избыток сахарного сиропа и блестящего лака. Но Учитель монархист умеренный, здравомыслящий, цивилизованный, (а может быть — и лукавый). Есть и другой монархизм, устремляющийся мимо XIX века, когда происходит действие его фильма, неведомо куда, к Василию III и Иоанну Грозному. Бюсты государей там мироточат. К героям фильма Учителя, где императорский балет оказывается эквивалентом борделя, это отношения не имеет.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

На суету вокруг «Матильды» можно взглянуть под разными углами зрения: как на материализовавшуюся в 2017 году антиутопию, как на попытку подменить реальную повестку дня вымышленной, и, наконец, как на анекдот. А можно просто получить удовольствие от высокобюджетного и яркого фильма. Такой подход кажется наиболее разумным.


Вот взятые из Facebook мнения не вполне рядовых зрителей. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены.

Andrey Rost:

Ну вот я сходил на «Матильду», ребята. Причём как сходил .... неожиданно. Звонит мне батя в шесть и говорит, а хочешь ли пойти на премьеру сегодня. Я и дернул прямо со встречи. Как обычно опоздал. Похожу к Октябрю, пусто, тусовка вся внутри, а снаружи турникеты, автозаки и менты замёрзшие. Не пускают забрать приглашение оставленное в кассе, вот говорят люди тоже ждут, показывая на двух озябших чуваков поодаль, их тоже в списках нет. «Какие нафиг списки — напираю я, подогретый на встрече — у меня там пригласительный, меня Учитель пригласил» (отчасти правда). Наконец от ментов отделяется человек в чёрном и говорит участливо — пойдёмте я вас провожу. «Вот они всесильные органы» — не без удовлетворения думаю я. Забираю свой пригласительный, поднимаюсь, и опоздав, правда, на представление съемочной группы, но взяв в буфете мерзавец водки, отправляюсь на просмотр. Аншлаг. Мест себе не нашёл, сел в проходе. Рядом примостились и солидные люди, знакомый мне директор известного юмориста-пародиста. Он мне шепчет успокоительно, видишь, мол, мне тоже места не досталось... Просмотр начинается с видеообращение главных артистов, которые на премьеру не приехали. В том числе Данилы Козловского, у которого странная роль, он играет ревнивого поручиком или ротмистра (не суть важно) влюблённого в Кшесинскую, мечтающую убить всех ее поклонников, роль невыразительная, короткая, почти без слов, играть в ней нечего, во всяком случае складывается впечатление, что его пригласили, только для того чтобы на афише было известное лицо, потому что два других главных героя Матильда и Николай Кровавый сыгранные иностранными артистами — никому не известными. Кстати, Кровавым царя начали величать, кажется, не после расстрела рабочих на Сенатской площади в 1905 году, а после Ходынки, которая в фильме показана мельком без заслуживающего натурализма, зато все остальное в кино очень красочно и богато: интерьеры, наряды, автомобили. Фильм очень красивый и нарядный , без относительно всего в нем происходящего, прямо глаз радуется. А происходит в нем давольно банальная история увлечения наследника миловидной балериной. Актриса на роль Матильды, надо сказать, подобрана не удачно, секса в ней нет. Знаете, роковая женщина, из за которой по сюжету сходят с ума несколько не самых последних мужчин, должна иметь манок, она может не быть такой уж красавицей, но манок в ней обязан быть. В этой нет. Из за этого нет ощущения страсти, и все абсолютно бесстрастно отговаривают наследника, а он сопротивляется, переодически постреливая ворон, и говорит мол брошу все, от престола откажусь, лишь бы быть с ней. Но в конечном итоге долг, честь обязательства перед Александрой Фёдоровной, делают своё дело и безвольный Ники приносит свою любовь в жертву отчеству. В общем абсолютно монархический фильм. Из за чего сыр бор поднятый неадекватной прокуроршей не понятно. В процессе просмотра пришёл какой то дядя и сказал, что проход, где я восседал должен быть свободен в целях пожарной безопасности, и нашёл мне место в пятом ряду рядом с Андреем Кураевым. На титрах я его спрашиваю, падре, ответьте, ну и чего тут оскорбительного для РПЦ? Да, говорит мудрый дьякон, зря патриарх эту травлю не осек.

Екатерина Рождественская:

Должна признать, так долго и мучительно ожидаемая Матильда Феликсовна не сделала моего дня. Как говорится, не моё. Но я не критик, чтоб с умным видом расписывать и анализировать, что да почему, просто ощущения. Главное ощущение, что ты, как муха, попала в варенье и никак не можешь оттуда, из розетки этой гарднеровской, вылезти. Всё какое-то фотошопно-приторное, варьетеобразное, пародийное, что ли, как в слишком затянувшемся клипе. Снулый, аморфный и совершенно бесхребетный Николай безумно похож на молодого Янковского, а совсем не на царя всея Руси, Матильда на Лизу Боярскую, а царица на Дапкунайте. Они все хорошо играют, никто не спорит! А единственный русский актер из этого иностранного букета, Данила Козловский, изображает странного, лишнего, совершенно непрописанного персонажа, который нафиг и не нужен вовсе, возникая вдруг, как черт из табакерки, в самых неподходящих местах и вызывая смех в зале. Ну, видимо, взяли, чтобы просто было звездное имя, иначе не объяснить. Постельные сцены милы и незатейливы — ничего лишнего, никаких выпуклостей, много балетного тюля, дымки и простыней, в которых бедные любовники просто вязнут. Зато художники какие в фильме — шик! И грим, и костюмы, и оператор, а про интерьеры вообще молчу — съемки в Петергофе и в доме Брусницыных, о котором столько раз писала — сделали свое красивое дело! А больше всего мне понравились возможности, которые были, когда затевался этот фильм.... В общем, это мое мнение. А у вас должно быть ваше.