После скандала вокруг убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги в Стамбуле Саудовская Аравия продемонстрировала готовность снизить давление на Катар, который примерно год назад подвергся беспрецедентной экономической и политической блокаде за свою самостоятельную внешнеполитическую линию. Наблюдатели даже предположили, что ослабление катарской блокады — это предмет торга между саудовской стороной и Турцией. Впрочем, как заявил источник News.ru в МИД Катара, Саудовская Аравия вряд ли предпримет решительные шаги по нормализации отношений с Катаром — это лишь риторический ход.
«Катар не является частью этого дела, — заявил диписточник News.ru в эмирате, комментируя слухи о том, что в связи с громкими последствиями убийства Хашогги Саудовская Аравия может снизить давление на Катар по требованию Турции — регионального союзника эмирата. — Это касается только Саудовской Аравии и Турции. Более того, Катар был открыт для диалога и мирного разрешения кризиса в Персидском заливе с первого дня». Отвечая на вопрос, что могло послужить причиной смягчения саудовской риторики в отношении катарского правящего дома, собеседник News.ru допустил, что это — попытка Эр-Рияда остановить то давление, которое на него оказывают в связи с делом Хашогги. Как известно, после убийства в Стамбуле западные страны «припомнили» Саудовской Аравии и Йемен, и катарскую блокаду. Например, так сделала Австрия, власти которой призвали ЕС к эмбарго на поставки оружия в королевство. Вместе с тем катарский дипломат предположил в разговоре с News.ru, что заявления саудовской стороны так и останутся заявлениями.
Признаком примирительного тона саудовской стороны стали слова наследного принца Мухаммеда бен Салмана, который, выступая на конференции Future Investment Initiative, заявил: «Катар, несмотря на разногласия, которые у нас есть, располагает отличной экономикой, и он сделает много в ближайшие пять лет». На комментарии, которые прозвучали в ходе панельной дискуссии, посвящённой экономическому потенциалу Саудовской Аравии и соседних ближневосточных стран, обратил внимание панарабский телеканал Al-Jazeera, который параллельно отметил, что бен Салман является одной из ключевых фигур, стоящих за сухопутной, морской и воздушной блокадой Катара. Соседи обвиняют эмират в поддержке террористических группировок и организаций, например, таких, как «Братья-мусульмане» (запрещены в РФ). Реальными же причинами «обиды» на Катар является его стремление диверсифицировать внешнеполитические контакты за счёт Ирана — главного врага Саудовской Аравии. В ходе выступления наследный принц заявил, что «на Ближнем Востоке будет новая Европа».
Слова наследника саудовского престола стали первым случаем с момента введения блокады против Катара, когда руководство Саудовской Аравии сказало что-то положительное о Дохе. Ранее звучали только обвинения и угрозы применить военную силу. Арабские издания указывают, что импульсом для смены (пусть даже декларативной) позиции Саудовской Аравии по катарскому кризису стало давление Соединённых Штатов, которые после скандала вокруг раскрытого убийства Хашогги оказали на саудовский правящий дом беспрецедентное давление. Изменения вектора саудовской политики требуют и по поводу войны в Йемене, где Эр-Рияд вместе с Абу-Даби проводит авиаудары по позициям повстанцев из движения «Ансар Аллах». Так, глава Пентагона Джеймс Мэттис, выступая в вашингтонском Институте мира, заявил о необходимости прекратить боевые действия в Йемене в течение 30 дней. После этого должен быть запущен процесс мирного решения. Похожее заявление почти синхронно прозвучало со стороны госсекретаря Майка Помпео. Гуманитарная катастрофа в Йемене стала самой масштабной в новейшей истории и, похоже, самой забытой.
Смягчение риторики в отношении Катара наблюдатели расценили как результат торга между Саудовской Аравией и Турцией. Анкара, на чьей территории произошло кровавое преступление против журналиста, известного своими откровениями о саудовском правящем доме, с самого начала старалась «раскрутить» дело: в турецкой прессе благодаря анонимным источникам в силовых органах появлялись самые зловещие подробности расправы над Джамалем Хашогги. При этом саудовская сторона демонстрировала беспримерную лояльность по отношению к Анкаре, отмечая, что «недоброжелатели» хотят вбить клин между Турцией и Саудовской Аравией при помощи «стамбульского дела». Ряд инсайдеров даже указывал, что Эр-Рияд предлагал Анкаре многомиллиардные вливания в экономику, которая страдает в связи с кризисом, разразившимся из-за политики Реджепа Тайипа Эрдогана и его кабинета, в обмен на то, чтобы замять скандал. Катар при этом является одним из важных партнёров Турции. Турецкая Республика стала одной из тех стран, которые компенсировали эмирату уход саудовских компаний.