«Альтернатива для Германии» была образована для противодействия оказанию финансовой помощи Греции, выступала против евро и за возвращение к национальной валюте. Но затем партия эффективно использовала миграционную проблематику и в итоге объединила не просто правый фланг, к которому присоединились представители довольно радикально настроенных течений, но и всех тех, кто недоволен политикой «открытых дверей». Доказательство тому — беспорядки в Саксонии, после чего «Альтернативу для Германии» взяли под наблюдение спецслужбы.
Правопопулистская националистическая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) стала второй по популярности политической силой, потеснив Социал-демократическую партию Германии (СДПГ). По результатам последнего соцопроса, проведённого Институтом исследования общественного мнения с 31 августа по 3 сентября, выступающие единым блоком Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз и АдГ улучшили свои показатели, сообщает газета Frankfurter Allgemeine. За ХДС/ХСС высказались 28,5% респондентов, за АдГ — 17%, социал-демократы получили 16% поддержки среди опрошенных. «Позиция СДПГ как второй по влиятельности политической силы в Германии под угрозой», — делает вывод руководитель института Герман Бинкерт.
Правопопулисты не только серьёзно увеличили рейтинг, но попали под пристальное наблюдение немецких спецслужб. АдГ подозревают в «возвращении к политике экстремизма». Внимание силовиков, как отмечает Reuters, привлекли региональные отделения молодёжного крыла партии «Молодая альтернатива», в первую очередь — в землях Нижняя Саксония и Вольный город Бремен. «АдГ движется в сторону правого экстремизма со скоростью молнии. Состоящие в этой партии политики ставят под сомнение правоту закона все чаще», — прокомментировал ситуацию депутат парламента от СДПГ Буркхард Лишка.
Канцлер Ангела Меркель подтвердила факт слежки за региональными отделениями АдГ, добавив, что из этого будут сделаны выводы относительно партии как на региональном, так и на федеральном уровне. В свою очередь «Альтернатива для Германии» называет обвинения в расизме и экстремизме абсурдом. «Мы — демократическая партия, которая стоит на стороне закона и не только защищает конституцию, но и требует ее соблюдения от правительства, которое, в свою очередь, игнорирует закон в свете мигрантского и европейского кризисов», — говорится в официальном заявлении партии. Сопредседатель АдГ Йорг Мойтен возмущённо заметил, что «страна сошла с ума», а правоохранительные органы должны внимательнее следить за «левыми группами и исламистами», а не за его однопартийцами.
Спецслужбы обратили внимание на правых популистов из-за периодически продолжающихся с конца августа беспорядков в Хемнице (бывший Карл-Маркс-Штадт). После убийства 26 августа местного жителя, в котором подозревают выходцев из Сирии и Ирака, этот саксонский город стал местом столкновения противников иммиграции и антифашистов. Там не прекращаются демонстрации, происходят столкновения между противниками иммиграции и сторонниками толерантности. Последние крупные беспорядки произошли 1 сентября — полиция задержала сотни человек.
К демонстрациям против иммигрантов призывали АдГ, «Молодёжная альтернатива», антииммигрантское движение PEGIDA (нем. Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes) и объединение «За Хемниц». В то же время к уличным протестам, устроенным легальными организациями, присоединяются члены экстремистских ультраправых групп. Как итог — столкновения уже ультраправых с не менее радикально настроенными антифашистами и их общие стычки с полицией. 3 сентября на центральной площади города состоялся массовый антирасистский рок-концерт. Посетить мероприятие призывал в своём Facebook президент ФРГ, член СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
На выборах в бундестаг в сентябре 2017 года «Альтернатива для Германии» получила 13% голосов избирателей, заняв третье место. Аналитики отмечали, что АдГ вошла в парламент на волне недовольства проводимой властями миграционной политики. Хотя официально АдГ не является экстремистской и тем более неонацистской (наоборот, партия стремится оставаться в конституционном поле), её лидеры неоднократно отмечались довольно неоднозначными высказываниями. Так, сопредседатель фракции АдГ в бундестаге Александр Гауланд призывал страну не стыдиться своей истории и «гордиться подвигами немецких солдат» в двух мировых войнах, «несмотря на зверства вермахта». По мнению Гауланда, немцам надлежит спокойнее относиться к прошлому, поскольку «годы нацизма уже не касаются немецкой идентичности». Не менее скандальными высказываниями отметился другой член АдГ, уроженец Тюрингии Бьорн Хёке. «Немцы — единственный народ на планете, который установил памятник своему позору в столице страны», — охарактеризовал он в 2017 году мемориал жертвам холокоста в Берлине. Высказывание Хёке вызвало бурную реакцию общественных активистов, которые возвели перед домом политика уменьшенную бетонную копию этого мемориала, чтобы она каждый день «напоминала ему о миллионах жертв».
Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН:
Повышение рейтинга АдГ на расстановку сил в Германии сейчас никак не повлияет. Ничего нового не произошло — ранее АдГ, по некоторым опросам, уже достигала результата в 17%. Есть данные, что в Баварии, где 14 сентября должны пройти выборы в земельный парламент, партия наоборот потеряла в рейтинге. Пока ещё не ясно, как события в Хемнице отразятся на популярности политических партий в дальнейшем. По итогам многие немцы выступили не против иммигрантов, а против ультраправых радикалов. Сама партия сейчас чувствует себя неуверенно — боится потерять то, чего достигла, ведь её популярность сводится исключительно к одному иммигрантскому вектору. Это партия одной идеи, и складывается впечатление, что АдГ больше нечего предложить. И вопрос в том, что она будет делать в ближайшие три года, когда проводимая коалицией ХДС/ХСС и СДПГ политика начнёт давать положительные результаты: правящий блок в последнее время серьёзно «закрутил гайки» в области миграционной политики. Посмотрим, насколько правопопулистам удастся сохранить завоёванные позиции.На вопрос, сотрудничают ли с АдГ представители экстремистских, неонацистских групп, ответят правоохранительные органы, в частности, ведомство по охране конституции. Призывы заставить ведомство контролировать партию звучат давно. На сегодня АдГ отмежёвывается от неонацистов, в интересах её руководства действовать в конституционном поле. Проблема в другом: до сих пор не запрещена откровенно неонацистская Национал-демократическая партия Германии (НДПГ). Думаю, что национал-демократы и выступили как главный организатор беспорядков в Хемнице. Хотя я уверен, что в рядах рядовых членов АдГ могут быть неонацисты. Точно так же они могут проникнуть в ряды госслужащих, как уже проникли в ряды полиции. Но в то же время в партии заправляет здравое зерно, стремящееся избавиться от радикалов.