Если вы ещё не знакомы со словом «краудфандинг», не пугайтесь. Лучше привыкайте: возможно, это понятие, становящееся популярнее год от года, когда-то пригодится и вам. По сути, речь о коллективном добровольном финансировании проектов или организаций (от англ. сrowd funding, где сrowd — «толпа», funding — «финансирование»). Если ещё проще — это когда люди жертвуют деньги, обычно через Интернет, ради финансовой поддержки чего-либо. С миру по нитке.
Впервые День краудфандинга в России отметили три года назад, 7 июня 2015-го. Дата праздника выбрана не случайно: в этот день в 2012 году заработал один из первых российских подобных сервисов — Planeta.ru. С тех пор отечественный краудфандинг оперился, встал на ноги и даже разросся до соцсетей. Например, в конце мая 2018-го «ВКонтакте» запустила возможность пожертвований в сообществах.
Первое и главное, что нужно знать о краудфандинге: далеко не всегда продукт, который вы финансируете, производится на самом деле. Вот несколько примеров, когда люди вкладывались, в общем-то, в пшик.
Лазерная бритва Skarp Laser Razor
В сентябре 2015 года на kickstarter.com — крупнейшей мировой краудфандинг-платформе — начался сбор денег на создание ни много ни мало лазерной бритвы, главные преимущества которой — отсутствие порезов, раздражения и необходимости в сменных картриджах. Разработчикам нужна была сумма в $160 тысяч, её собрали всего за два дня. Спустя ещё пару дней появилось видео якобы работающего прототипа.
Всех всё устраивало: за первую неделю несколько тысяч пользователей вложили в проект $1,5 млн. Дальше — больше: проект поддержали 20 631 человек общей суммой в $4 млн. А потом выяснилось, что работающий прототип на самом деле отсутствует и в ближайшее время не появится. Администрация Kickstarter среагировала быстро — закрыла проект без возможности разблокировки. Вложившимся в Skarp Laser Razor повезло: их деньги никуда не ушли, в отличие от разработчиков, которые переметнулись на альтернативную платформу Indiegogo и... открыли там точно такую же кампанию по сбору средств на ту самую лазерную бритву.
Часы Ritot
Было много нелепейших в своей простоте случаев, когда подделка раскрывалась уже на стадии презентации. Взять, допустим, часы Ritot, которые заявлялись как проекторы времени прямо на руку. Но даже примочки вроде возможности выбора из 20 цветов проекции не убавили бдительности у пользователей, которых удивила очевидная фотошопность в промо. Порывшись в фотобанках, люди отыскали оригиналы картинок, а вот самих «украинских разработчиков из Сан-Франциско» нигде, даже в соцсетях, отыскать не удалось.
Часы Kreyos Meteor SmartWatch
В противовес «Кикстартеру», платформа Indiegogo всегда позиционировала себя как поддерживающую более гибкую, в отличие от конкурента, модель финансирования. Это значит, что автор проекта может, заплатив 9% комиссионных вместо стандартных 4%, снять собранную сумму даже без достижения заявленной цели. Как вы понимаете, такая возможность — просто рай для надувательства. Например, разработчик очередных умных часов с голосовым управлением, Kreyos Meteor SmartWatch, в какой-то момент просто исчез с 1,5$ млн.
KREYOS: The ONLY Smartwatch With Voice & Gesture Control from Kreyos on Vimeo.
Часы JMKS ESS Watch Co
Другая из многих историй про мухлёж с наручными устройствами. Часы швейцарского качества с уникальным дизайном, и всего за $100 — звучит? Если и так, то ровно до тех пор, пока первый засомневавшийся юзер не полезет в поиск картинок в Google — и не обнаружит на Amazon такие же часы, правда, китайского производства и уже за $15. Кампания «швейцарца» Джеймса Хадсона по сбору средств на производство доступного всем лакшери-предмета продлилась всего четыре дня.
Шпионские очки ZionEyez
До выпуска Google Glass оставалось целых два года, а пользователи «Кикстартера» уже могли обзавестись очками с функцией видеозаписи и хранения видео. По описанию, солнцезащитное средство для глаз обладало 8-гигабайтной памятью, встроенными камерой и микрофоном для съёмки HD-видео и снимков, поддерживало Wi-Fi и Bluetooth и возможность опубликовать медиа в Facebook. Речь велась даже о таком неведомом по тем дням понятии, как стриминг на сайты.
Вместо $55 тысяч было собрано $343 415. Но 2106 спонсоров остались ни с чем: официальный сайт компании не обновлялся с 2012 года, а сами разработчики канули в Лету.
Нанодрон Zano
Самому продвинутому в мире миниатюрному беспилотнику приписывали возможность HD- и панорамной съёмки, распознавания лица и управления через приложение с телефона. Вместо заявленных в январе 2015-го $190 тысяч Torquing Group собрали свыше $3,5 млн — постарались 12 тысяч человек, которых очень заинтересовала новинка. Закончилось всё ожидаемой «нехваткой денег» на серийное производство устройств, отвратительно работающим продуктом, банкротством компании и прикрытием лавочки.
Мотоциклетный шлем SKULLY AR-1
Позиционировался девелоперами как самый умный в мире аксессуар для мотоцикла: GPS-навигация должна была проецироваться на встроенный дисплей, сам шлем — реагировать на голос и работать под OS Android. На разработку прототипа смарт-шлема требовалось $1500, а невзначай собралось $2,5 млн. И вновь знакомая история: до масштабного производства дело не дошло, было выпущено всего около сотни шлемов, а изготовители, потратившие деньги на дорогущие аренды и ремонт личных квартир, радостно объявили о банкротстве.
3D-принтер Pirate3D Buccaneer
По сравнению с вышеперечисленными примерами этот — просто-таки верх приличия, пусть и с душком кидалова. В 2013 году более полутора тысяч пользователей профинансировали 3D-принтер Pirate3D Buccaneer на сумму в $1,438 млн. Немалая часть людей вложила в производство ноу-хау аж по $300 и больше, купившись на возможность приобрести его по заниженной стоимости предзаказа. Закончилось всё не так печально, как могло бы: пусть и с неожиданной задержкой в семь месяцев, первые инвесторы получили свои принтеры в сентябре 2014-го. Позже разработчики намекнули, что на серийное производство у них не хватает денег, из-за чего деятельность компании была временно заморожена.