За эскалацию правительственного кризиса в Израиле, возникшего во многом из-за упорного желания премьер-министра Биньямина Нетаньяху остаться на своём посту, несёт ответственность Общая служба безопасности еврейского государства (ШАБАК). Такое мнение высказывают арабские обозреватели, которые полагают, что разведывательное ведомство целенаправленно «снабжало» израильскую прессу компроматными записями телефонных разговоров премьера.

О том, что правительственный кризис в Израиле получил развитие во многом благодаря людям из ШАБАК, пишет арабское издание Al-Quds Al-Arabi. По его мнению, если бы не политическая воля разведывательного ведомства, израильская пресса не владела бы такой долей компромата на главу правительства. Во многом Al-Quds Al-Arabi солидарна с тезисом Нетаньяху, что инициированные против него дела — путь к государственному перевороту.

Однако издание считает, что у Общей службы безопасности есть свои причины на то, чтобы объявить войну Нетаньяху. Например, это сфера оборонных заказов, из-за нарушений в которой он проходит по «делу 3000». Так, по мнению Al-Quds Al-Arabi, ущерб национальной безопасности еврейского государства могло нанести то, что премьер закрыл глаза на продажу Германией подлодок египетской стороне. ФРГ не связана никакими обязательствами на этот счёт, однако в силу особых отношений с еврейским государством германская сторона интересуется его мнением.

Фото: Juergen Schwenkenbecher/picture alliance/Global Look Press

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Не исключено, что представители ШАБАК были возмущены и хвастливыми заявлениями премьер-министра о разведывательных операциях в Иране, что поставило под угрозу жизнь агентов ведомства в Исламской Республике. По мнению Al-Quds Al-Arabi, таким образом иранские власти неоднократно получали выгоду от хвастовства Нетаньяху. Эти и многие другие проблемы, возможно, могли заставить Общую службу безопасности принять решение отстранить премьера от власти.

Расследования против Нетаньяху во многом базируются на записях телефонных разговоров. «Досье 2000», по которому проходит премьер, сводится, например, к расследованию законности переговоров, которые он вёл с владельцем газеты Yedioth Ahronoth Нони Мозесом. Глава правительства хотел положительного освещения своей кампании во время выборов. Записи помогают выяснить, что Нетаньяху пытался повлиять на мнение не только медиамагнатов, но и официальных лиц еврейского государства. Интересна его беседа в 2017 году с Аюбом Карой, который на тот момент ещё занимал должность министра связи. Как следует из материалов, Нетаньяху давил на чиновника для того, чтобы местный 20-й канал получил лицензию на выпуск новостей. Премьер требовал от Кары ускорить процесс. Причём несколько раз Нетаньяху в разговоре задавал вопрос своему собеседнику: «Ты совсем сдурел?».

Шула ЗакенФото: Moti Kimchi - Pool- Jinipix/Xinhua/Global Look PressШула Закен

Документирование телефонных разговоров играет особую роль в израильской политике. Именно записи телефонных бесед, которые вела экс-начальница премьерской канцелярии Шула Закен, привели бывшего главу правительства Эхуда Ольмерта к обвинениям в воспрепятствовании правосудию. По израильскому законодательству нет никаких проблем, если один из участников телефонного разговора записывает беседу — даже если человек на другом конце провода ничего не знает об этом. Незаконно только подобное вмешательство с третьей стороны. Если это делают правоохранительные органы, то им требуется ордер.

Конечно, это может трактоваться как нарушение права на неприкосновенность частной жизни, на что неоднократно делал упор сам Нетаньяху, который пытался «протащить» через Кнессет закон, запрещающий подобную практику. По мнению главы правительства, для записи необходимо согласие всех участников разговора.

Депутат от партии «Ликуд» («Консолидация») Давид Битан, который возглавлял коалицию в Кнессете 20-го созыва, как-то обращал внимание в эфире армейского радио, что у еврейского государства «очень проблематичная культура записей». По его словам, нельзя с кем-то нормально поговорить из страха быть записанным — даже если речь идёт о семейной паре. Это очень проблематичная ситуация, которой необходимо положить конец, делал акцент законодатель.

Тем не менее нельзя не признать, что именно в своём нынешнем виде израильское законодательство позволило поймать за руку премьер-министра, попытавшегося вмешаться в работу прессы. Такая возможность есть не во всех странах.