9 ноября 1989 года пала Берлинская стена. Это событие должно было положить начало объединению не только Германии, но и всей Европы. Однако власти России считают, что оно не помогло преодолеть раскол в регионе и невидимая граница лишь передвинулась дальше на восток, создав предпосылки для новых конфликтов и кризисов. Почему на самом деле рухнула Берлинская стена, есть ли сегодня разница между жителями востока и запада Германии и как она влияет на отношения с Россией — в материале NEWS.ru.

Зачем была нужна Берлинская стена

Когда после окончания Второй мировой войны Германию поделили на зоны влияния, она оказалась в эпицентре нового кризиса. Западную часть страны провозгласили Федеративной Республикой Германия (ФРГ), коммунистическую восточную — Германской Демократической Республикой (ГДР). Аналогично был поделен и Берлин — на западный и восточный сектора. Восточный Берлин стал столицей ГДР, а Западный получил особый статус и управлялся, по сути, США, Францией и Великобританией, став анклавом внутри Восточной Германии. Много лет перемещение между секторами было свободным: берлинцы ездили друг к другу в гости, учились в одной части города, а работали в другой и так далее. Однако постепенно население ГДР начало перетекать на запад: уже к началу 1960-х республику покинули более 2,5 млн человек.

Положить конец утечке специалистов и конфликтам, которые возникали на этой почве, решили в 1961 году. Руководитель Восточной Германии Вальтер Ульбрихт по решению местного парламента и после рекомендации секретарей компартий стран Варшавского блока отдал приказ о строительстве стены на линии соприкосновения запада и востока. Сначала возникло ограждение в виде колючей проволоки, которое со временем превратилось в бетонную конструкцию высотой более 3,5 м. Она растянулась на 156 километров в длину, из них 43 км проходили в черте города.

Граждане ГДР ждут своей очереди на временный переход границы у Бранденбургских ворот в Западный БерлинФото: Jürgen Schwarz/imageBROKER.com/Global Look PressГраждане ГДР ждут своей очереди на временный переход границы у Бранденбургских ворот в Западный Берлин

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

По сути, стена состояла из двух параллельных друг другу частей, между которыми была «полоса смерти». Любой попадавший в эту зону нарушитель рисковал быть расстрелянным. Для поддержания порядка на всей протяженности стены были установлены 302 наблюдательные вышки. Тем не менее за 28 лет существования заграждения через него было совершено 5075 успешных побегов в Западную Германию.

Как рухнула Берлинская стена

В Восточном Берлине сооружение называли «антифашистским защитным валом», в Западном — Позорной стеной. В январе 1989 года руководитель ГДР Эрих Хонеккер предсказал «валу» светлое будущее. «Берлинская стена будет стоять. Она простоит еще и 50, и 100 лет, до тех пор, пока причины ее постройки не исчезнут», — сказал он, выступая в Госсовете республики. Но этому не суждено было сбыться: стена не дожила и до конца года.

В следующие месяцы Восточная Европа пережила крупные политические перемены — в течение года все страны соцлагеря, кроме СССР, избавились от коммунистического режима. Демонстрации захватили и ГДР: с сентября граждане начали выходить на улицы, требуя демократизации и открытия границ. Самый массовый митинг в Восточном Берлине случился 4 ноября и собрал около полумиллиона человек. После него компартия решила частично уступить протестующим.

Считается, что падение Берлинской стены произошло из-за бюрократической ошибки. Официальный представитель правительства ГДР Гюнтер Шабовски не успел полностью прочитать заметки о новом законе перед регулярной пресс-конференцией 9 ноября. В результате он заявил, что частные путешествия за границу теперь будут осуществляться без предварительных условий. На вопросы журналистов, когда изменения вступят в силу, Шабовски неуверенно ответил: «По-видимому, немедленно». На самом деле они должны были начать действовать на следующий день с уточнением деталей процедуры подачи на выездную визу. Толпа людей устремилась к стене и попыталась взять ее штурмом. Пограничники, не получившие четких приказов от руководства, не стали стрелять по собравшимся. Символ разделения запада и востока пал, хотя формально стену разрушили бульдозерами только в 1990-м.

Начало сноса Берлинской стены у Бранденбургских ворот, Берлин, Германия, ЕвропаФото: Rolf Schulten/imageBROKER.com/Global Look PressНачало сноса Берлинской стены у Бранденбургских ворот, Берлин, Германия, Европа

Массовым акциям, которые охватили ГДР осенью 1989 года, не было альтернативы, сказал в беседе с NEWS.ru германский политолог Александр Рар. По его словам, это прекрасно понимали и в Восточном Берлине, и в Бонне, и в Москве. Все последние годы существования республики были отмечены тяжелым кризисом и глубоким застоем, поэтому перемены были неизбежны, уверен эксперт.

«Все в ту пору стремились к сотрудничеству. Михаил Горбачев, проводивший необычайно популярную перестройку, накануне побывал в Берлине для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 40-летию ГДР, где его восторженно встречали простые люди. Вокруг все менялось, многие жадно читали советские газеты, от которых веяло духом „нового мышления“ и нового подхода к решению насущных проблем. Можно сказать, стену разрушил Горбачев. Это он приказал советским войскам не вмешиваться, когда в ГДР начались протесты. Хотя их можно было легко подавить», — объясняет Рар.

К чему привело объединение Германии

В октябре 1990 года было официально объявлено об объединении Германии. Однако ГДР к этому оказалась не готова. Курс обмена валют двух государств был установлен один к одному, хотя реальная ценность восточной марки была ниже. В итоге предприятия на востоке не смогли позволить себе выплачивать зарплаты на прежнем уровне, а их продукты, уступавшие по качеству западным, никто не хотел покупать. Множеству заводов и фабрик, составлявших основу экономики индустриальной ГДР, пришлось закрыться.

В преддверии 30-летней годовщины падения стены экс-канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Объединение самих немцев, которое не было вполне завершено 3 октября 1990 года, не завершено и сегодня. Объединение Германии — это не законченное состояние, а непрерывный процесс».

По словам Рара, на момент объединения ФРГ была самой богатой страной в мире и имела возможность «переварить» слияние с ГДР. Тем не менее в республике было мнение, что два немецких государства могли существовать и по отдельности. «И хотя сегодня большинство немцев считают объединение правильным шагом, есть люди — их немало, в особенности в восточных землях, — которые считают, что их „обошли“, что от объединения двух Германий они лишились существовавших при ГДР социальных благ», — отмечает он.

В современной Германии сегодня не найти человека, который хотел бы вернуть Берлинскую стену, считает Рар. Однако окончательно преодолеть «полосу смерти» — пусть и условную — жители бывших запада и востока пока не смогли. «В Западной Германии по-прежнему обращаются с немцами из восточной части страны как с бедными родственниками: поучают их и не интересуются их взглядом на мир. Притом что в ГДР не было столь плохо, как думают в Западной Германии. Оттого непонимание и обиды немцев с востока не проходят 35 лет. Они уже передались новому поколению», — говорит собеседник.

Вид на бывшую «полосу смерти» Берлинской стены на дороге Энгельдамм от Копениккерштрассе в сторону церкви Св. Фомы в Кройцберге, Берлин, Германия, ЕвропаФото: Rolf Schulten/imageBROKER.com/Global Look PressВид на бывшую «полосу смерти» Берлинской стены на дороге Энгельдамм от Копениккерштрассе в сторону церкви Св. Фомы в Кройцберге, Берлин, Германия, Европа

Есть ли раскол в Европе

В 2016 году президент РФ Владимир Путин заявил, что падение Берлинской стены не помогло преодолеть раскол в Европе. «Невидимые стены просто были передвинуты на восток. Это создало предпосылки для будущих взаимных упреков, непонимания и кризисов», — сказал он.

Рар согласен с тем, что объединение Германии не привело к созданию общей архитектуры безопасности в Европе. «Европа оказалась выстроенной на двух китах — НАТО и Европейском союзе, в которых России не нашлось места. Запад не попытался создать общее пространство от Лиссабона до Владивостока совместно с Россией, и это главным образом его ошибка. Частично за это ответственна и РФ, она тоже не выработала подобной концепции, но это было вызвано тяжелым кризисом в 1990-е годы», — объясняет политолог.

Эксперт отмечает, что и в Германии, и в других европейских странах сегодня существуют разногласия, связанные с отношением к России и украинскому конфликту. По его словам, некоторые опросы общественного мнения показывают, что около 70% немецких граждан поддерживают решение кризиса в отношениях с РФ дипломатическим путем. Однако другие исследования демонстрируют готовность 60% населения ФРГ оказывать военную поддержку Украине.

«Тем не менее немцы, как и граждане других стран Западной Европы, в основном не настроены воинственно. Думаю, примерно 75% населения этих государств хотят разрешения конфликта на Украине дипломатическим путем. Правда, не все из них готовы поддерживать отмену санкций против Москвы или идти на сближение. В этих странах нет массовых пророссийских настроений и тем более представленности их в истеблишменте», — считает Рар.

ВСУФото: Sergii Kharchenko/ZUMAPRESS.com/Global Look PressВСУ

Жестче всего по отношению к РФ настроены власти стран Восточной и Юго-Восточной Европы, продолжает политолог. В некоторых государствах, например в Прибалтике, Польше, Чехии и Румынии, проявляются откровенно русофобские настроения, добавил Рар. Антироссийски настроенные элиты есть и в Германии, говорит он.

«Глава МИД Анналена Бербок заявляла, что будет помогать Украине любой ценой, даже поступившись мнением избирателей. По ее мнению, это нужно делать по морально-этическим соображениям. Многие представители элит — политики, журналисты, силовики — думают схожим образом. Так что я не ожидаю стремительной нормализации отношений Германии и других стран Европы с Россией. Тем не менее усталость европейского общества от конфликта на Украине может перевесить и вынудить политиков изменить свой курс», — резюмировал политолог.

Читайте также:

Балтийский разлом: как испортились отношения России и Литвы

Палач СССР или борец за новую Белоруссию: кем был Станислав Шушкевич

«Страна превращается в тюрьму»: как Запад стирает Молдавию с карты мира

Гагаузия — новое Приднестровье? Что будет, если Молдавия исчезнет

В бундестаге объяснили смену «ястребиной риторики» ФРГ в отношении России