В США открыт новый способ борьбы с «пагубным влиянием» России на Старый Свет. Сенаторы Рон Джонсон и Крис Мерфи представили законопроект, предусматривающий выделение $1 млрд на финансирование стратегически важных европейских энергетических проектов. По словам опрошенных News.ru экспертов, у документа весьма туманные перспективы, поскольку речь в нём идёт прежде всего об энергетической инфраструктуре ЕС, с которой у Европы как раз всё в полном порядке.
Подрыв западных институтов
Документ получил название «Закон о европейской энергетической безопасности и диверсификации». Его временные рамки — с 2019 по 2023 год. Он позволяет Агентству торговли и развития США (USTDA) поддерживать инвестиции частного сектора США в такие объекты энергетической инфраструктуры, как межсетевые соединители, хранилища, СПГ-терминалы. Авторы законопроекта — республиканец Рон Джонсон и демократ Крис Мерфи — делают упор на том, что их детище поможет Европе покончить с энергетической зависимостью от РФ.
«Россия использует своё влияние на энергетическом рынке, чтобы подорвать западные институты и установить гибкие правительства, которые будут неспособны противостоять стране. Мы инвестировали миллиарды в укрепление обороноспособности Восточной Европы, но давайте не будем забывать об опасных последствиях энергетического удушья России», — сообщается на официальном сайте Криса Мерфи.
По мнению Александра Фролова, заместителя генерального директора Института национальной энергетики, речь идёт о скромной попытке «попилить американский бюджет».

Скромная попытка
«Что такое $1 млрд? Это — одна десятая стоимости „Северного потока — 2“, это — пара не очень масштабных терминалов для приёма СПГ вроде того, что сейчас действует в Польше, — рассказывает News.ru эксперт. — Это не очень большая сумма, если говорить о масштабах Европы и её энергетических потребностях».
По словам Фролова, реальной необходимости в спасении Европы от российского газа за счёт вложений именно в инфраструктуру нет, поскольку всеми нужными объектами ЕС располагает. Тем более в ЕС все понимают, что продвигаемый американцами сжиженный природный газ (СПГ) как энергоресурс, во-первых, дороже, во-вторых, менее надёжен в плане хранения, поскольку подвержен воздействию низких температур, отмечает собеседник News.ru.
«А трубопроводный газ — это гарантия стабильности, того, что вы получите осязаемый и прогнозируемый объём ресурса. Специфика СПГ в том, что вы должны потребить его тогда, когда он к вам пришёл, он не может бесконечно циркулировать по системе. Декларируя избавление Европы от „тлетворного“ влияния России, американские сенаторы явно продвигают своё кредитное влияние, стремясь подсадить ЕС на кредитную иглу», -- считает Александр Фролов.
Кроме того, по его данным, сейчас европейские СПГ-терминалы могут принимать 220 млрд куб. м сжиженного газа, а реально задействованы из этого объёма лишь около 55 млрд. «То есть у них простаивающие мощности сопоставимы с тем объёмом, который поставляет в ЕС „Газпром“», -- отмечает аналитик.
В конце сентября, напомним, глава МИД Германии Хайко Маас ответил на обвинения президента США Дональда Трампа в том, что страна может попасть в энергетическую зависимость от России из-за «Северного потока — 2». Строительство газопровода — экономический проект, а не политический, и не надо путать эти две вещи, сказал он.