Россия не располагает какими-либо уникальными технологиями по созданию истребителей пятого поколения. Все они известны индийским авиаконструкторам. Об этом сообщает издание The Economic Times со ссылкой на Организацию оборонных исследований и разработок Министерства обороны Индии.
Индийские разработчики, передают журналисты, «уже владеют всеми подобными технологиями, либо близки к их созданию». Именно на этом основании был забит «последний гвоздь в крышку гроба» российско-индийского проекта Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA).
При этом The Economic Times уточняет, что «мегасделка, которая должна была поставить Индию в один ряд с США, Китаем и Россией», была отменена в пользу решения о дальнейшей покупке уже готовых самолётов «в случае, если возникнет необходимость».
Проект FGFA, работа по которому началась ещё в 2007 году, предполагал создание индийского истребителя пятого поколения на базе российского Су-57. Общая стоимость проекта оценивалась в сумму около $9 миллиардов, при этом Россия рассматривала партнёрство с Индией в качестве источника финансирования выпуска первых Су-57. В итоге был разработан дизайн перспективного индийского самолёта, на что Дели потратил 295 миллиардов долларов. Однако впоследствии работа над проектом фактически приостановилась из-за многочисленных разночтений между российской и индийской сторонами.
India still talking with Russia on FGFA: Indian Envoy: https://t.co/RYWIYnlm9e via @YouTube
— India Tube (@indiatubedesk) June 9, 2018
В апреле издание Jane's сообщало о выходе Индии из FGFA из-за технических разногласий. Ранее сообщения об отказе от этого проекта также неоднократно публиковали индийские и западные СМИ.
News.ru выяснил у экспертов, действительно ли индийские авиаконструкторы обладают столь «продвинутыми» и дорогостоящими технологиями и насколько окончательным является этот разрыв между Москвой и Дели в области разработки новейшего истребителя.
Скупой платит дважды
Замдиректора Центра анализа мировой торговли оружием Владимир Шварев отметил в беседе с News.ru, что, несмотря на новые сообщения СМИ об отказе от FGFA, на днях высокопоставленный чиновник в Минобороны Индии заявил, что совместный с Россией проект по разработке истребителей пятого поколения не аннулирован, работы по проекту продолжаются.
«Сейчас для Индии речь идёт о начале опытно-конструкторских работ, которые должны завершиться созданием нескольких опытных экземпляров самолётов. Это очень дорогая разработка. С индийской стороной очень сложно договориться по цене», — полагает эксперт.
По мнению Шварева, Индия сильно проиграет, если в итоге окончательно откажется от разработки перспективного боевого самолёта. «Индийские ВВС остро нуждаются в новых самолётах. Напомню, что не так давно они по баснословной цене приобрели французские истребители Dassault Rafale, которые ещё не поступили на вооружение. Думаю, разработка истребителей пятого поколения обойдётся Индии не так уж дорого, но в результате страна получит возможность создавать собственные новейшие самолёты», — считает он.
Эксперт надеется, что здравый смысл в индийском Минобороны всё-таки возобладает. «В Рособоронэкспорте мне неоднократно говорили, что с индийской стороной очень сложно договориться по цене. Именно поэтому подобные сообщения «утекают» в СМИ с завидной периодичностью. Однако они говорят о том, что переговоры всё-таки продолжаются, хоронить FGFA ещё рано», — заключает Шварев.
Нет технологий, денег и времени
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов, комментируя для News.ru ситуацию с проектом FGFA, отметил, что у него не вызывает сомнений, что технологии, необходимые для разработки и создания истребителя, аналогичного Су-57, у индийских военных в действительности отсутствуют.
«В последнее время индийские военные склоняются в пользу закупки уже готовых российских истребителей по мере их создания. Создать собственный истребитель пятого поколения Индии не позволяют ограничения по финансам и времени. На это необходимо потратить несколько миллиардов долларов и несколько лет», — полагает эксперт.
Фролов указал на то, что индийский авиапарк стремительно приходит в негодность. «В год Индия теряет по 15–20 боевых самолётов, в основном в авариях, произошедших по причине износа техники. Индия приобрела 36 Rafale у Франции на сумму около 8 миллиардов евро, но они должны поступить на вооружение лишь в 2019 году. Разработка собственных истребителей Tejas задерживается. Стране нужно закупать уже готовые машины, причём сделать это быстро», — добавил он.
Военный эксперт также считает, что США не продадут Дели собственные истребители пятого поколения F-35, поскольку боятся утечки секретов конструкции собственного самолёта в Россию. «Выбор у Индии невелик: покупать уже готовые иностранные самолёты предыдущих поколений и ждать завершения работ над Су-57», — резюмировал Фролов.