16+
Недоговорённости «Гражданского договора»
Мнение

Недоговорённости «Гражданского договора»

Ситуация для Никола Пашиняна оказывается ещё более сложной, чем до выборов
15:38, 05 августа 2021
Фото: primeminister.am
Google News

Читайте нас в Google Новости

Повторное назначение премьер-министром Армении лидера «бархатной революции» 2018 года Никола Пашиняна и начало работы новоизбранного парламента страны, собравшегося на этой неделе на своё первое заседание, дали старт новому политическому циклу в жизни независимого армянского государства. Однако вопрос, чем станет этот цикл для Армении — рывком вперёд, хождением по замкнутому кругу, бегом на месте или сползанием к прошлому, с которым страна мучительно пыталась расстаться в последние годы, — остаётся открытым.


По итогам прошедших в стране в июне внеочередных выборов большинство в новом парламенте получила партия Никола Пашиняна «Гражданский договор». Однако по иронии судьбы это будет именно тот случай, когда название ведущей политической силы — «Гражданский договор» — меньше всего отражает складывающуюся в стране после выборов политическую реальность.

Уже первая неделя нового политического сезона в Армении показала, что общенациональный консенсус, идея которого заложена в названии политической силы Пашиняна, сегодня нереален, как и до выборов, которые должны были стать неформальным общенациональным референдумом о поддержке курса последних лет, включая договорённости по Карабаху от ноября прошлого года.

Злейшие противники Никола Пашиняна, не столь многочисленные, но по-прежнему необычно активные и заряженные на продолжение борьбы, приложили максимум усилий, чтобы сорвать уже первое заседание парламента. Они не намерены сидеть сложа руки. Депутаты от блока «Армения» экс-президента Роберта Кочаряна и представители блока «Честь имею» бывшего директора Службы национальной безопасности Артура Ванецяна роют парламентские окопы во весь рост и готовятся к затяжным боям с парламентским большинством.

Складывается парадоксальная ситуация: несмотря на убедительную победу его партии, премьер и его сторонники так и не получили карт-бланш на продолжение того курса, за который проголосовало большинство избирателей. Более того, в определённом смысле ситуация для Пашиняна оказывается ещё более сложной, чем до выборов. Предыдущий парламент был более однородным, а теперь противники премьера имеют достаточно возможностей, чтобы портить ему кровь, тормозить принятие ключевых решений.

Недоговорённости «Гражданского договора»primeminister.am

Это означает, что многие будущие «договорённости» «Гражданского договора» рискуют стать фактическими недоговорённостями, при этом недосказанность и половинчатость оказываются неизбежными. Как и оглядка на сиюминутную политическую конъюнктуру, требующую от Пашиняна постоянного лавирования, что не позволяет ему проводить последовательную и внятную политику, способную подвести черту под острейшим политическим кризисом последних месяцев. Впрочем, главные недоговорённости «Гражданского договора» связаны с вопросом о дальнейшей стратегии развития страны, которая для любого государства определяет не только краткосрочные, но и средне- и долгосрочные задачи.

Международный опыт показывает: есть немало государств, которым отсутствие обширной территории и богатых природных ресурсов не помешало стать лидерами в тех или иных областях без того, чтобы качать нефть или газ. Посмотрите на Израиль или Сингапур.

Более того, экономисты говорят о том, что географическая замкнутость и изолированность в определённых случаях смогут стать теми недостатками, которые даже можно попытаться обратить в преимущества.

Но есть ли у страны внятная стратегия развития, которая позволит подобно «израильскому» или «сингапурскому чуду» в определённый момент создать «армянское чудо»? Кто может стать его архитектором? Как будет меняться структура экономики, какими будут основные экспортные статьи, возникнут ли новые отрасли или направления ведения хозяйства? И наконец, как создать свою экономическую историю успеха и при этом продолжать не вступать в контакты с «политически нерукопожатными» Турцией и Азербайджаном, остающимися, нравится это кому-то или нет, локомотивами роста и развития в регионе? Говоря «нет» предложениям Анкары и Баку, Ереван должен быть готов продавить собственные альтернативные проекты и схемы, пересилить турецко-азербайджанский консенсус. Так работает realpolitik.

Но насколько вообще это может быть реально? Судя по всему, это всё же нереально. Но тогда какой смысл раз за разом говорить «нет» и видеть скрытый подвох во всём?

Между тем сегодня в Армении дискуссия о будущем преимущественно сводится к вопросу о внешних факторах — о роли России и ОДКБ, на которые возлагается, или, точнее сказать, перекладывается, всё большая ответственность за будущее.

При этом, собственно, внутренний блок вопросов, связанный с реформами и развитием, остаётся «белым пятном». Политики могут до хрипоты спорить о том, как вернуть или отстоять территории, но вот что с этими территориями делать и как их развивать, чёткого представления как не было, так и нет.

Как нет и ясного понимания, почему по-прежнему на данном этапе так принципиально важен и приоритетен для будущего развития статус тех 15% территорий Карабаха, которые так и не перешли под контроль Баку после второй карабахской войны.

Чтобы защитить армянское население? Но почему всегда нужно только враждовать — разве двум народам это на роду написано? По-другому — без образа врага — никак жить нельзя? И наконец, нужен ли Армении большой мирный договор с Азербайджаном или всё же лучше и дальше жить без него? Кто-то может ответить?

По всем этим вопросам у «Гражданского договора» и его оппонентов — одни сплошные недосказанности, недоговорённости, но чтобы их не было, должно измениться многое. Смены лидера расколотой нации, состава правительства и парламента слишком мало для преобразований.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Загрузка...
Новости СМИ2