8 мая — девять дней со дня смерти модельера Вячеслава Зайцева, но скандалы вокруг его имени не утихают до сих пор. NEWS.ru узнал у друзей Зайцева — бывшего директора Дома моды Николая Головина, экс-заместителя директора Дома моды Расула Ахмедова, и сына кутюрье Егора, кому он завещал свой Дом моды, что будет с его наследием и почему близкие художника не могут помириться даже после его ухода.

Николай Головин: «Главная ошибка Зайцева — назначение сына директором Дома моды»

— Какова, на ваш взгляд, будет дальнейшая судьба наследия Вячеслава Зайцева?

— Я давно этот вопрос задаю, с тех пор, как начались скандалы (связанные с именем Вячеслава Зайцева и Домом моды. — NEWS.ru). Потому что огромная часть творческого наследия мэтра просто исчезла в неизвестном направлении.

— В каком смысле?

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

— Я же изучал его работы, работая в Доме моды. Архивы уникальные, огромные, толще, чем «Война и мир», практически вся история советской моды. Эскизы с 1950-х до нулевых. Все лица прорисованы. Валера Леонтьев нарисован, например — сразу понятно, для кого создавались костюмы.

Я спрашивал Вячеслава Михайловича незадолго до его смерти, куда делись все эти архивы из Дома моды. Он отвечал: «Я вывез в свою домашнюю мастерскую в Каблуково». Но в домашней мастерской я увидел всего несколько папок. А где же остальное?!

— И что он отвечал на это?

— Он очень грустно вздыхал. Потому что его сын Егор взял Дом моды в свои руки, Вячеслава Михайловича фактически, я считаю, отстранив.

Телеведущий Миша Зеленский, который был моим близким другом, незадолго до своей смерти пробил на телеканале «Культура» фильм о Вячеславе Михайловиче. Была такая задумка — мы должны были летом прошлым имитировать юбилей Зайцева в легендарном ГУМе. И надо было собрать три коллекции самых мощных.

Егор не дал ни одной вещи из этих коллекций, которые принадлежали самому Вячеславу Зайцеву и им же самим были созданы! Но сил противостоять у кутюрье с мировым именем уже не было. Мне казалось, что Егор за что-то мстит отцу.

Главная ошибка Вячеслава Михайловича заключалась в назначении сына, который даже близко не разбирается в моде, директором Дома моды. Очень большая ошибка, омрачившая в итоге последние годы жизни мастера. Всё это печально.

И даже похоронил Егор отца не на Новодевичьем или Троекуровском кладбище — что было бы по статусу, по заслугам кутюрье с мировым именем, — а на сельском. Это тоже, по моему мнению, может быть частью сыновней мести отцу — яркому таланту, богом поцелованному. Обидно и больно это наблюдать.

Расул Ахмедов: «Егор игнорировал звонки от отца»

— Сколько лет вы работали с Вячеславом Зайцевым?

— Около 30 лет. И дружили, и работали. Я был правой рукой Вячеслава Михайловича. И именно я помирил его с Егором после того, как отец и сын многие годы не общались. О причинах их конфликта я осведомлен, но раскрывать пока не намерен. В любом случае, история была некрасивая. И причиной этого конфликта был не Вячеслав Михайлович.

И я же уговорил Шефа — так мы называли Зайцева-старшего — назначить Егора генеральным директором Дома моды. Чтобы Егор был занят. А я был его (Егора Зайцева. — NEWS.ru) заместителем, вплоть до декабря прошлого года, когда по требованию Егора прекратил взаимоотношения с Домом моды. Наш с ним конфликт я не комментирую.

Вячеслав ЗайцевФото: Anatoly Lomokhov/Global Look PressВячеслав Зайцев

Я не могу давать оценку поступкам Егора. Так как он, во-первых, взрослый человек, а во-вторых, является сыном Вячеслава Михайловича. Какой бы ни был, это его ребенок.

— Когда вы в последний раз виделись с Вячеславом Михайловичем?

— Примерно за неделю до его смерти. Он тяжело разговаривал, но я его понимал. Он сказал, что собирается ехать в Дом моды, сказал, что чувствует себя нормально. Вот и весь разговор.

— Как вы узнали о том, что Шеф попал в больницу?

— Мне позвонил помощник Вячеслава Михайловича Олег, с которым я продолжаю общаться. Он сообщил, что Вячеслав Михайлович почувствовал себя плохо в своем доме в Каблуково. Олег сказал, что уже позвонил врачу, перечислил симптомы — доктор велел немедленно вызвать скорую помощь.

До родственников, в первую очередь до сына Вячеслава Михайловича Егора, сказал также Олег, никак не могли дозвониться. Это не удивительно — Егор игнорировал звонки от отца. Скорая приехала быстро, но спасти (Вячеслава Зайцева. — NEWS.ru) в итоге не смогли.

— В СМИ озвучивалась версия, что модельера могли отравить.

— Я в это не верю. Наверняка, с желудком, как у любого пожилого человека, были проблемы. Это к врачам вопрос. Надо понимать, мы же не можем вытягивать пожилого человека за планку в 150 лет. Видимо, пришло время уйти в другой мир.

— Кому сам Вячеслав Михайлович хотел передать Дом моды?

— При мне он говорил, что государству должно отойти, народу, которому он служил всю жизнь. И мое субъективное мнение, что да, государству. Но я понимаю, что всем будет распоряжаться Егор на свое усмотрение. У меня есть основания переживать — это мое личное мнение, — что дело всей жизни Вячеслава Зайцева, то есть его Дом моды, в руках его сына может погибнуть.

Вячеслав ЗайцевФото: Anatoly Lomokhov/Global Look PressВячеслав Зайцев

Егор Зайцев: «Отец бы жил дольше, если бы не его псевдодрузья»

— Вы действительно не брали трубку, когда вам звонил помощник Вячеслава Михайловича с сообщением о том, что отца увезли на скорой?

— Мне действительно звонили. Но я интроверт и у меня стоит глушитель звонков. Тем, кто пишет сообщения, я отвечаю, а на звонки нет. Как только узнал (о госпитализации отца. — NEWS.ru), я сразу примчался.

— Вы успели помириться?

— А мы не ссорились. Да, могли быть сложные моменты в отношениях. Но в самые трудные моменты — когда у отца дом отнимали бандиты, рейдерские захваты — он всегда обращался ко мне. И это показатель. А как только все проблемы оказывались решены, то сразу наползали его так называемые друзья.

В последние годы его жизни они его таскали на всякие торжества и деньги собирали под его имя. Если бы не таскали, то совершенно точно отец бы прожил дольше.

Вот у меня друзей нет, есть только братья — «Ночные Волки» (Егор Зайцев многие годы является байкером и входит в известный клуб. — NEWS.ru). Папа, кстати, меня ревновал к «Ночным Волкам», говорил: ты всё время с ними, деньги отдаешь. Но они тоже — часть моей жизни.

Да, я неудобный, бескомпромиссный. Но я никогда не был слабым звеном — ни в жизни отца, ни в своей собственной. У меня руки все переломаны, больные ноги, я полупарализован. Но я сказал себе, что пройду через эту волну грязи — меня хейтили, маму мою бедную доводили звонками.

— Вы могли попросить «Волков» разобраться с теми, кого называете «псевдодрузьями» отца.

— Мне бы это и в голову не пришло. Потому что волки не питаются падалью.

Мне бы самому руки никто не подал, если бы я даже ударил (кого-то из окружения модельера. — NEWS.ru).

А сейчас тем более, есть более важные дела — помогаем фронту, собираем деньги на квадрокоптеры, амуницию. Дом моды передал ткани, обогреватели, деньги на нужды военных в зоне СВО.

— Что теперь будет с наследством Вячеслава Зайцева, с Домом моды?

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

— Главное наследство — это творчество. В Доме моды есть галерея картин, музейные вещи. Есть коллектив, который отец создавал многие годы. И мы продолжим его дело. Сложно с тканями, потому что поставки осуществлялись из-за рубежа — а сейчас санкции. Но стараемся решать проблемы по мере их поступления.

— Вас до сих пор упрекают в том, что вы похоронили отца на скромном кладбище в Щелково. А не на положенном кутюрье по статусу Новодевичьем или Троекуровском.

— Отец вкладывал деньги в свою усадьбу в деревне Каблуково в Щелковском районе, творил здесь последние 30 лет, принимал гостей. Обе его внучки провели в Каблуково свое детство.

Здесь светло, прямая дорога на его родину Иваново. Русская земля — и русский художник похоронен здесь, по-моему, логично. Я сейчас перелистываю бумаги отца, заново переосмысляю вклад Вячеслава Михайловича в российскую культуру и искусство.

В свое время Диор дал старт моде послевоенного времени — новая жизнь, без войны. У меня родилась грустная шутка, что папа на небесах встретил Юдашкина и говорит: «Валька, ты и здесь меня достал». Если серьезно, то, возможно, что не просто так два такие человека сейчас ушли, в такое время. Может быть, они взяли на себя боль страны.
Может быть, отец замолвит словечко перед Богом: чтобы наступила долгожданная победа России и потом мир во всем мире... Ну а земную причину смерти Вячеслава Зайцева назовет официально Следственный комитет, когда будут готовы результаты посмертной экспертизы.