Народная артистка СССР Вера Васильева скончалась 9 августа в возрасте 97 лет. Первая роль в фильме «Сказание о земле Сибирской» режиссера Ивана Пырьева (1901–1968) сделала ее известной на весь СССР. После выхода картины актриса получила Сталинскую премию. За роль в спектакле «Свадьба с приданым» Васильевой вручили вторую такую же. Историк кино и друг актрисы Александр Шпагин и коллега по Театру сатиры заслуженная артистка РСФСР Наталья Защипина в разговоре с NEWS.ru поделились воспоминаниями и впечатлениями о ней.
О любви Васильевой к режиссеру Равенских
Фильм «Сказание о земле Сибирской», где Васильева сыграла свою первую роль, киновед Александр Шпагин оценивает как «неплохую картину, выбивающуюся из общего ряда слабого советского кино конца 40-х годов». Он отмечает, что в ленте даже отрицательные герои живые и очень обаятельные. Фильм стал настоящим народным хитом, а для Васильевой — очень ярким стартом.
Во второй работе артистки — спектакле «Свадьба с приданым» — главную мужскую роль сыграл Владимир Ушаков. По словам самой актрисы, он влюбился в нее с первого взгляда и два года ухаживал. Однако сама Васильева тогда не отвечала ему взаимностью, так как испытывала чувства к режиссеру постановки Борису Равенских.
По словам коллеги по Театру сатиры Натальи Защипиной, Вера Кузьминична очень тепло вспоминала Равенских, «хотя история их отношений была непростой». На момент знакомства с Васильевой режиссер был женат, у него росла дочь. Затем развелся — и не торопился связывать себя повторными брачными узами. По воспоминаниям современников, Равенских был весьма влюбчивым.
«Но эта большая любовь осталась у нее (Васильевой. — NEWS.ru) в душе. И она всегда говорила об этом (о Равенских и чувстве к нему. — NEWS.ru) как о великом подарке судьбы», — рассказала в интервью NEWS.ru Защипина.
«Муж Васильевой брал все домашние заботы на себя»
Владимир Ушаков оказался однолюбом. С Верой Васильевой они были вместе 56 лет — до последнего дня его жизни. Муж актрисы скончался в 2011 году.
Характер Веры Васильевой Александр Шпагин назвал «золотым», так как она никогда и ни с кем не спорила, ни о ком дурно не говорила.
«Была улыбчивой, доброжелательной и очень искренней. И супруг был абсолютно таким же человеком. Только Ушаков был еще и очень хозяйственным и все домашние заботы брал на себя. Коллеги в Театре сатиры шутили, что сама Верочка не знает, ни как почистить картошку, ни где за квартиру платить, потому что всем этим всю их совместную жизнь занимался Владимир Петрович», — подчеркнул Шпагин.
По мнению киноведа, актеры были органичной парой и прекрасными людьми, поэтому и смогли прожить в браке больше 50 лет.
«Подобное постоянство — редкость в творческих семьях. Васильева и Ушаков — это было одно из немногих счастливых исключений, счастливое святое семейство. Очень жаль, что у них не получилось стать родителями — не было детей», — отметил Шпагин.
Сама Васильева в интервью рассказывала, что не жертвовала материнством ради театра или кино. По ее словам, «не получалось» забеременеть. Но актриса «привыкла не жалеть о том, чего нет».
«Сложно представить Васильеву в роли Леди Макбет»
По словам Шпагина, амплуа Васильевой — добрые и хорошие советские женщины. «От нее лучи как от солнышка. В такую не грех влюбиться и в 60 лет», — добавил друг актрисы.
Именно так и происходит по сюжету картины «Звезда экрана». В героиню Веры Васильевой влюбляется персонаж Михаила Пуговкина (1925–2008). Лента была очень популярна в свое время, отмечает историк кино.
По мнению Шпагина, Васильева «специально против правил» сыграла отрицательную роль в фильме «Похождения зубного врача» режиссера Элема Климова (1925–2010).
«Милая и хорошая героиня Васильевой оказывается интриганкой, а доброта — это ее масочка. Но это был сознательный режиссерский ход. Но обычно она играла „милых администраторш, добрых школьных завучей“ и так далее. И крайне сложно представить Васильеву в роли, например, Марии Стюарт или Леди Макбет. Не та органика», — добавил Шпагин.
По его мнению, после 50 лет «Васильева не менялась вообще» внешне. Шпагин вспомнил, о том, как однажды они с Васильевой обсуждали скандальные мемуары актрисы Театра сатиры Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я». Книга повествовала о многочисленных скандалах и актерских интригах за кулисами Театра сатиры.
«Вера Кузьминична мне тогда говорит, что читала эту книгу как триллер из жизни инопланетян. Потому что сама она ничего из описанного Егоровой — по ее (Васильевой. — NEWS.ru) убеждению — в Театре сатиры не наблюдала вообще никогда!» — рассказал Шпагин.
Историк кино отметил, что каждый человек как будто «живет в своем мире». И именно собственное восприятие этого мира, вероятно, описала в автобиографической книге Егорова. По его словам, в мире Васильевой «подобных драм и ужасов» не было.
Что было общего между Васильевой и Ширвиндтом
Как напомнил Александр Шпагин, в 1980-х в Театре сатиры режиссеры начали ставить западные пьесы, в том числе «под Веру Васильеву» — спектакли имели успех у зрителя.
«На Васильеву было приятно смотреть. Она не раздражала, от нее не устаешь. Потому что — человек-солнышко. Бывают актеры — „солнышки“ удушающие, уже невыносимо. А Вера Кузьминична — это правильная хорошая погода и хорошее настроение, ровное. Поэтому и прожила почти до 98 лет», — отметил Шпагин.
Любовь к Васильевой как к актрисе со стороны предыдущего худрука Театра сатиры Александра Ширвиндта Шпагин объяснил тем, что «они очень похожи по органике». По его словам, актер тоже «крайне редко с кем-то ссорился». Тем они близки друг другу.
«Васильевой, может быть, мешал видеть подлинную суть жизни солнечный свет — который даже ее ослеплял, она жила в своем солнечном облаке. А Ширвиндт сознательно не впускал в свою душу тьму, шел по жизни осторожно и правильно. И вот, пожалуйста, ему тоже под 90 лет, он прекрасно выглядит», — отметил Шпагин.
«В театре надо уметь ждать. Она это умела»
Наталья Защипина в разговоре рассказала, как однажды она и Вера Васильева были назначены на одну и ту же роль и репетировали вместе. Это значило, что они должны были бы соперничать друг с другом. Однако, по словам Защипиной, Васильева сразу дала понять, что они единомышленники и работают на зрителя, потому не может быть никакой конкуренции«.
«Вера Кузьминична была добрая, внимательная, улыбчивая. Если советовала что-то, то всегда не обидно, а очень доброжелательно», — подчеркивает коллега актрисы.
Защипина оценивает творческую судьбу Веры Васильевой как счастливую. «Играла в театре то, что хотела. Да, были и у Васильевой периоды отсутствия ролей, как у любого артиста. Но Вера Кузьминична никогда не жаловалась и не требовала ничего. В театре иногда приходится ждать. Она это умела», — отметила Защипина.
Когда в последний раз Вера Васильева появлялась на публике
Защипина отметила, что буквально две недели назад у труппы Театра сатиры был сбор. Потому что совсем скоро откроется новый театральный сезон. Вера Васильева приезжала на эту встречу.
«Дашенька (подруга актрисы, которую она называла своей приемной дочерью. — NEWS.ru) ее привозила». Мы с ней (Васильевой. — NEWS.ru) здоровались, обнимались-целовались. Правда, было видно, что уже силы у нее не те, она их уже теряла. Дашенька ее под ручку вела. И идти Верочке было трудно. Но она как всегда доброжелательно улыбалась и держалась молодцом«, — рассказала Защипина.
Читайте также:
Что известно о последних днях и причине смерти Веры Васильевой
Стало известно, где похоронят актрису Веру Васильеву
Домогательства и брак с нелюбимым: какой была личная жизнь Веры Васильевой
Квартира и дача: какое наследство оставила Вера Васильева и кто его получит
«Миллионы восхищались ее талантом»: Путин об актрисе Васильевой