В 1979-м году, 45 лет назад, певец Игорь Саруханов начал карьеру на большой сцене. Тогда он выступал в составе ансамбля «Синяя птица». Заслуженный артист России дал NEWS.ru эксклюзивное интервью, в котором вспомнил звезд советского времени, рассказал об отношении к современным кумирам молодежи, причинах ностальгии слушателей по советской эстраде и воспитании детей.
— Какой была эстрада конца 1970-х? Что помогало добиться успеха?
— В моем случае элементы удачи и везения сыграли значительную роль. Я служил в армии в знаменитом в СССР Ансамбле песни и пляски под руководством Сурена Исааковича Баблоева. На одном из выступлений случайно познакомился со Стасом Наминым. После моей демобилизации он пригласил меня сначала в свой ансамбль «Синяя птица». Затем я перешел в «Цветы». Это моя альма-матер: помню, люблю и ценю. Ну а дальше лишь труд стал главной составляющей успеха. Занимался по несколько часов в день на гитаре и вокалом.
— На кого из звезд того времени вы равнялись?
— Юрий Михайлович Антонов и Константин Никольский мне очень нравились. Еще Володя Кузьмин, который в дальнейшем стал моим другом, и, конечно, Леша Глызин. Это серьезные музыканты, они были профессионалами высочайшего класса уже в те годы. Я равнялся на них и учился у них. Формирование лично моего вкуса и стиля происходили на том уровне, на котором находилась тогда эстрада.
— Когда вас впервые узнали на улице?
— Сейчас, конечно, не вспомню конкретный момент. Узнавали и на улице, и в аэропортах. Относились всегда с теплотой и любовью. Чтобы вы понимали масштабы популярности: «Цветы» собирали четыре 20—30-тысячных стадиона в день в любом городе, где бы мы ни выступали. Подъезд моего дома в Москве стал местом сбора поклонников. Ребята сидели, играли на гитаре и раздражали тем самым некоторых соседей. Как-то мне удалось договориться, чтобы хотя бы не писали на стенах «Игорь, мы тебя любим!» и названия песен.
— Современный зритель сильно отличается от аудитории того времени?
— Современный — более технологичный, так как избалован новыми звуками, большим количеством произведений и источников, из которых можно почерпнуть музыкальный материал. Я не вижу других отличий.
На моих нынешних концертах, например, как и в 1980-х, и в 1990-х, люди все так же выражают любовь аплодисментами и танцами. Эмоции и песни те же. Конечно, вкрапляю в концертную программу и новые композиции. Каждый год выпускаю по альбому, стараюсь доводить до слушателя. Есть, к счастью, интернет — моментальное средство доставки, не приходится долго ждать. Одна из свежих песен — «Старый друг», исполненная дуэтом с моим другом поэтом, композитором и певцом Мухтаром Хордаевым. На мой взгляд, она очень хорошая, на злобу дня. Вообще, любой дуэт и коллаборация хороши и полезны, так как происходит обмен подписчиками в соцсетях и целевой аудиторией.
— Есть ли сейчас ностальгия по 1970–1980-м?
— Да, и это заметно на концертах, потому я выпустил четыре сезона «RеанимациЯ». Это название проекта, в котором перевел свои известные песни в современные аранжировки. Формат нравится аудитории. Хорошая практика для артиста — приводить в порядок свои произведения. Чтобы и тембры, и темпы звучали в духе сегодняшнего дня.
Буквально на днях я осовременил песню «Московские просторы». С нее началось мое становление уже как самостоятельного артиста, вне группы «Цветы». Композиция была написана в 1984-м в соавторстве с поэтами Анатолием Монастыревым и Ольгой Писаржевской, прозвучала в 1985-м в рамках культурной программы Фестиваля молодежи и студентов в Москве, получила первую премию в конкурсе под председательством Александры Пахмутовой на лучшую песню о столице. Потом эта песня немного затерялась среди моих новых произведений. А теперь обретает новую жизнь. Готовлю ее ко Дню Москвы в сентябре. Она не только о столице, но и обо мне — человеке, который проводит большую часть своей жизни в дороге, но всегда возвращается в родной город.
— Современные молодые исполнители заявляют, что образование не имеет значения для музыканта, важнее опыт и признание аудитории. Что вы об этом думаете?
— «Не хочу учиться, хочу жениться», — говорил герой известного произведения. Некоторые современные исполнители всерьез заявляют, что «не хочу учиться, а хочу сразу зарабатывать деньги». Тем более, современные технологии помогают даже двоечникам ощущать себя якобы артистами.
При этом они обходят стороной профессионально образованных музыкантов: а вдруг те зададут неудобный вопрос? Например, в какой тональности вы поете ту или иную песню. Они ведь не знают таких понятий, как трезвучие, октавы и так далее. С появлением искусственного интеллекта мы можем попасть вообще в тупик в этом смысле. Он будет сочинять музыку, а молодые исполнители — выдавать за свою собственную.
Но вот когда открывают рот и начинают петь, становится понятно, что нет вокального образования, а технологии исполняют за них функции чистого интонирования. То есть пения. Это видно на концертах, когда выступают под плюсовую фонограмму.
Звукорежиссеры, которые работают на больших площадях и стадионах, иногда записывают, что на самом деле поет тот или иной «плюсовой» артист. Это невозможно слушать. Иногда эти записи публикуют и таким образом дискредитируют того или иного исполнителя. Такое было, я помню.
— В Госдуме предлагалось ввести штрафы для артистов за использование фонограммы. Либо пусть они указывают в афише, что исполнение происходит под «плюс». Что об этом думаете?
— 10 лет назад аналогичные попытки также предпринимались, инициатором выступал Иосиф Давыдович Кобзон. Но ничего не изменилось, как мы видим.
И вряд ли что-либо изменится в обозримом будущем, я так думаю. Хотя проблему, конечно, надо решать: такие горе-исполнители дискредитируют профессию.
— Ольга Бузова, Люся Чеботина, Мот, Джонни, Ваня Дмитриенко... Вы знаете этих современных исполнителей?
— Фамилии слышал. Нравится Люся Чеботина, у нее тембр голоса незаурядный, очень приятный. Мне импонирует. Больше никто.
— Кого из молодых исполнителей считаете особенно талантливыми?
— Леша Чумаков. Для меня он молодой. Потому что ему 40, а мне 68.
— Как относитесь к творчеству SHAMAN?
— Я не знаю подробностей творческой биографии этого артиста. Кто пишет ему музыку, тексты? Поэтому, мне сложно оценивать.
— В чем секрет популярности ваших хитов?
— Хороший вопрос. Но он не ко мне — к Господу. Бог посылает песни, а я принимаю. До сих пор не могу понять, откуда песни рождаются в голове. И не хочу даже знать. Появляются — и слава богу. Главное, не воруются ни у кого, это доказано годами.
— Вы отец двоих дочерей. Они интересуются музыкой?
— Старшая — Люба Саруханова — закончила музыкальную школу по классу фортепиано и вокала с красным дипломом. Также много лет серьезно занимается бальными танцами, добилась высоких результатов. В этом году она переехала ко мне в Москву. Раньше жила со своей мамой в Сочи и училась в «Сириусе», закончила 9 классов. 10-й и 11-й, будет учиться в удаленном формате.
Младшей Розочке девять лет. Пойдет в третий класс, также в «Сириусе», и во второй в музыкальной школе по классу флейты. Тоже танцует, занимается бальными танцами. И поет.
— Что для вас самое главное в воспитании детей?
— Не врать ни в коем случае, разговаривать серьезно и быть самим собой. Кто-то сказал из великих: «Не пытайтесь воспитывать детей, они все равно будут такими, как родители».
— Вы снова завидный холостяк (артист развелся с последней супругой дизайнером Лесей Садовской год назад. — NEWS.ru). Как выглядит идеальная женщина вашей мечты?
— Трудно сказать, после такого жизненного опыта. Красивая, образованная и откровенная, то есть искренняя.
— Считаете ли себя счастливым человеком?
— Счастье — это сокращенное «сей час». Сейчас, на данный момент, моя мечта школьника-десятиклассника реализована более чем.
Самое главное, я вовремя осознал, что все успехи зависят только от меня, моего желания и умений, трудолюбия и упорства. Независимо ни от чего. Ни от каких преград. Да, мечта осуществилась. Я счастливый мужчина, музыкант, отец.
— Какие вершины еще не покорены, но вы стремитесь к ним?
— Леня Агутин, мой друг, открыл для красивой музыки, которую мы любим, двери больших стадионов. Любой музыкант хотел бы выступить, например, в «Лужниках». Я не исключение. Теперь это моя мечта.
Читайте также:
Саруханов назвал глупостью внесение его имени в чёрный список Украины
Заслуженный артист России назвал себя первым учителем пения Бузовой
Все смотрели только на него: как Градский плакал в «Голосе» и ругался дома
Певец Саруханов заявил, что готов пойти в ЗАГС в восьмой раз
«Подло хаять родину»: сын Барыкина об уехавших из РФ артистах, СВО и отце