На общем собрании клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) состоялись досрочные выборы главы организации: президент Сергей Прядкин был единогласно переизбран на новый пятилетний срок. NEWS.ru рассказывает об этом и других ключевых вопросах, попавших в повестку дня собрания.
Вопреки здравому уму и трезвому рассудку
Стоит обратить внимание на то, что выборы были досрочными. Но при этом никакого нарушения процедуры не произошло — всё было в рамках устава РПЛ. Зачем же такая спешка? Почему нельзя было дождаться весны и тогда в положенные сроки проголосовать за президента? Всё дело в том, что Прядкин заручился поддержкой большинства руководителей клубов в важнейшем на данный момент вопросе о расширении премьер-лиги до 18 команд. Весной могли активизироваться конкуренты в борьбе за пост главы лиги. А так пообещал всячески продавливать этот проект — и получил взамен ещё один пятилетний срок у руля РПЛ. Которой он бессменно руководит с 2007 года.
Интересно, что идею об увеличении числа команд в элитном дивизионе российского футбола на две единицы всерьёз рассматривали ещё прошлым летом, но тогда сошлись на том, что она требует тщательной проработки. Во-первых, сохранять здравый ум и трезвый рассудок помогал чемпионат мира — 2022 в Катаре, который, как известно, пройдёт не в привычные летние месяцы, а в ноябре–декабре. Это автоматически означает, что в сезоне-2022/23 больше чем на месяц сократится полезное время для игры в футбол во всех европейских странах, в том числе и в России, и впихнуть 34 тура в такой усечённый сезон будет попросту нереально. Следовательно, раньше 2023 года вести разговоры о расширении РПЛ не имеет смысла.
Во-вторых, топ-клубы больший акцент делали на увеличении числа матчей в сезоне, а не количества клубов в РПЛ, а это могут быть совсем разные вещи. Лидерам гораздо интереснее получить несколько дополнительных матчей с командами своего уровня, а не середняками или аутсайдерами, которые с большой вероятностью пополнят лигу в случае принудительного расширения. У нас бывает так, что и 16 клубов в элите не набирается — если по ходу сезона у кого-нибудь «внезапно» начинаются жуткие финансовые проблемы: достаточно вспомнить примеры «Томи», «Тосно», пермского «Амкара», красноярского «Енисея», махачкалинского «Анжи».
Александр Медведев
Именно по этой причине на собрании клубов РПЛ нашлись те, кто проголосовал против расширения лиги до 18 клубов — это были петербургский «Зенит» и московский «Спартак».
Нам не нравится не сама идея расширения, а то, как предложено её реализовать. Мы считаем, что увеличение команд при «гладком» чемпионате приведёт к росту расходов, — заявил генеральный директор «Зенита» Александр Медведев.
«Красно-белые» разъяснили свою позицию по данному вопросу в специальном комментарии на клубном Telegram-канале.
Мы считаем, что лига к этому [расширению] пока не готова. В первую очередь, это касается ряда действующих, а также потенциальных участников турнира в части соответствия инфраструктуры нормам регламента РПЛ. <...> Не очевидны и экономические предпосылки к расширению — это касается как средней посещаемости матчей в отдельных регионах, так и уровня доходов клубов от реализации телевизионных и коммерческих прав, — говорится в заявлении руководства «Спартака».
Тем не менее подавляющее большинство голосов — 14 против 2 — было отдано за увеличение числа клубов в премьер-лиге. Правда, с одним уточнением: десять представителей настаивают на расширении с ближайшего сезона-2020/21, четверо готовы отложить реформу элитного дивизиона на год, до сезона-2021/22.
Но в любом случае это решение общего собрания РПЛ ещё должно пройти процедуру утверждения на исполкоме Российского футбольного союза (РФС). А поскольку глава этой организации Александр Дюков (ранее, как известно, работавший в руководстве «Зенита»), скажем так, весьма осторожно относится к идее простого «арифметического» расширения премьер-лиги, пока не стоит говорить об этой реформе как о свершившемся факте.
Александр Дюков
На Кубке тоже можно подзаработать
Точно так же должно быть утверждено и серьёзное переформатирование Кубка России — второго по значимости турнира в календаре отечественного футбола. В последние годы престиж Кубка упал, как принято говорить, ниже плинтуса, и руководство РФС и РПЛ по-настоящему озаботилось вопросом реанимации этого некогда весьма популярного соревнования.
Действовать предложено по двум направлениям — частичное изменение регламента турнира и его формулы, а также значительное увеличение призового фонда.
Изменение формулы коснётся стадии 1/16 финала, когда в борьбу в турнире вступают клубы РПЛ. Согласно проекту шесть клубов (а в 2021 году — уже пять, когда мы потеряем одного представителя в Лиге чемпионов), участвующих в еврокубках, сразу отправляются в 1/8 финала, а остальные десять (через год — 11) будут распределены по группам из трёх команд, где их соперниками станут по одному клубу из низших дивизионов — ФНЛ (Футбольной национальной лиги) и ПФЛ (Профессиональной футбольной лиги). Причём оба своих матча с «меньшими братьями» команды элитного дивизиона проведут на выезде.
Победители десяти (или 11) групп выходят в следующую стадию, где к ним присоединяются шесть (пять) «топов», и турнир продолжается уже по системе плей-офф.
Что касается увеличения призового фонда, он в целом должен возрасти в десять раз и составить порядка 89 миллионов рублей (ранее было девять миллионов, которые распределялись только между победителем турнира и финалистом в соотношении два к одному), и выплаты за победы предлагается начать с самых ранних стадий Кубка.
Для клубов ПФЛ в первых раундах проект предусматривает 200 тысяч рублей призовых за каждый выигрыш, за выход в ту самую «элитную» группу на стадии 1/16 финала — один миллион «деревянных». Такой же бонус получит и клуб ФНЛ за попадание в эту группу. С этой стадии и до полуфинала за выход в следующий раунд клуб также будет зарабатывать по миллиону рублей. Наконец, финалист пополнит свой бюджет десятью «лимонами», а будущий обладатель Кубка — 25 миллионами рублей.
При голосовании прежнего единодушия среди представителей клубов РПЛ не наблюдалось: за предложенный проект реформирования Кубка России было отдано девять голосов, против — семь. Здесь как раз топ-клубы были «за» по той причине, что могли бы получить возможность чуть-чуть разгрузить свой календарь, убрав «лишний» матч на стадии 1/16 финала. Но тогда в проигрыше оказываются клубы из низших лиг: ведь их болельщики лишаются возможности увидеть в своих городах «Зенит», «Локомотив», ЦСКА и других грандов РПЛ. А до следующего раунда — 1/8 финала — «маленькие» клубы могут и не добраться.
Напоследок стоит сказать и о том, что на общем собрании РПЛ были определены даты начала следующего чемпионата в элитном дивизионе (25–26 июля), его окончания (23 мая 2021 года), а также дни проведения Суперкубка (19 июля) и финала Кубка России (29 мая 2021 года).
Кстати, начать чемпионат раньше — в начале июля — не позволяет Евро-2020, финальный матч которого состоится 12-го числа второго летнего месяца. И это служит лишним предупреждением горе-реформаторам: интересно, в какие сроки они собирались уложить дополнительные четыре тура чемпионата в случае увеличения числа команд до 18?