Под конец театрального сезона московский департамент культуры решил провести масштабные кадровые перестановки. Основателя «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза заменили на режиссёра Дмитрия Астрахана, вместо художественного руководителя «Гоголь-центра» Алексея Аграновича назначили сына советского актёра Юрия Яковлева Антона Яковлева, а полномочия Виктора Рыжакова в «Современнике» передали худсовету, состав которого пока неизвестен. NEWS.ru попытался разобраться, почему уволили руководителей сразу трёх московских театров, как реагируют на перестановки актёры и, главное, что это даст.
Согласно формулировке департамента культуры Москвы, новые назначения «связаны с прекращением трудовых отношений и истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений». Депкульт столицы как учредитель столичных театров сменил не только худруков, но и директоров. Соответствующую должность в театре имени Гоголя получил Александр Бочарников, ранее возглавлявший Новосибирскую государственную филармонию и работавший в Театре сатиры под началом Александра Ширвиндта. А на пост директора Московского театра «Современник» назначен управленец и театральный педагог Юрий Кравец.
Увольнение худрука «Гоголь-центра» вызвало у театральной общественности больше всего эмоций. Несмотря на то что Кирилл Серебренников уже больше года не является руководителем театра, «Гоголь-центр» всё равно тесно связывали с именем и творческой программой режиссёра, пусть и под руководством актёра Алексея Аграновича.
Кстати, по документам «Гоголь-центр» все эти годы оставался Драматическим театром имени Гоголя, который до прихода Серебренникова считался почти синонимом неуспеха. Поэтому с юридической точки зрения никаких изменений не произошло. Театр Гоголя остаётся работать под новым руководством Антона Яковлева, который поставил ряд спектаклей в Малом театре и Театре сатиры. Между тем 29 июня на своей странице в социальных сетях Кирилл Серебренников написал, что «Гоголь-центр» закрыт.
30 июня после спектакля «Я не участвую в войне», посвящённого 100-летию поэта Юрия Левитанского, Алексей Агранович, который не только выступил режиссёром постановки, но и сам сыграл в ней, обратился к зрителям.
Сегодня мы закрываем девятый сезон, сегодня мы закрываем и сам проект «Гоголь-центр». Таковы реалии времени. Но мы говорим вам: «До свидания». Ведь мы все ещё живы. Давайте просто запомним этот день, — сказал со сцены Агранович.
После этого по видеосвязи к заполненному зрителями залу обратился Кирилл Серебренников. Он категорически не согласился с тем, что театр прощается со зрителями навсегда.
Если у человека забирают прописку, это не значит, что его убивают. «Гоголь-центр» — это идея свободы. Идея свободы может кончиться только с нами. Закончился этот адрес, появится другой. Мы молодые, а в России жить надо долго, — продекламировал из Франции режиссёр.
Однако ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский в беседе с NEWS.ru напомнил, что «Гоголь-центр» был проектной историей, рассчитанной на определённый временной период развития. И, по его словам, развития у театра не наблюдалось.
К сожалению, глубоко мною уважаемый Алексей Агранович новую жизнь в театр не вдохнул. Нельзя жить вчерашним днём. И когда стала понятна исчерпанность замысла, проект естественный образом закрылся, — сказал Заславский.
По его мнению, назначение Антона Яковлева объясняется желанием департамента культуры начать в театре им. Гоголя новую жизнь.
Сомневаюсь, что для Кирилла Серебренникова это было удивительно. В своё время он очень жёстко вошёл в стены театра им. Гоголя. И художественный руководитель не должен входить мягко. Художник приходит со своей программой, и его не должно интересовать, что здесь было до него. Потому что ничего сохранить в театре нельзя. Можно жить только новой насыщенной творческой жизнью. Тот худрук, который рассчитывает обеспечить продолжение курса своего предшественника, может обеспечить театру только достойную смерть, — объяснил Заславский.
Ранее в интернете появилась информация о том, что «Седьмая студия» Серебренникова, составляющая основной костяк труппы «Гоголь-центра», якобы планирует покинуть театр в полном составе. NEWS.ru попытался связаться с актёрами «Гоголь-центра» Никитой Кукушкиным, Александром Горчилиным и бывшим худруком Алексеем Аграновичем, но все они от комментариев отказались.
Не менее интересная ситуация происходит в «Современнике», которым после смерти Галины Волчек два с половиной года руководил Виктор Рыжаков. Сначала режиссёр привёл в театр многих своих учеников, затем провёл ребрендинг «Современника», чем вызвал немало критики в свой адрес, а после выпустил спектакль «Первый хлеб» с Лией Ахеджаковой. Постановка вызвала громкий скандал, после которого в театр с проверкой пришла прокуратура. Кроме того, «Современник» за время руководства Рыжакова покинули ведущие актёры: сначала Сергей Гармаш, а после — Чулпан Хаматова.
Теперь «Современником», по задумке депкульта, вместе с новым директором Юрием Кравцом будет руководить художественный совет, состав которого пока неизвестен. Вероятно, власти исходят из исторического опыта театра, когда в первые годы существования им коллективно руководили Олег Ефремов, Олег Табаков, Галина Волчек и другие основатели «Современника».
Я даже не знаю, как реагировать [на увольнение худрука и создание худсовета]. Мы все в ужасе. Перезваниваемся, разговариваем. Нас же тоже всех перед фактом ставят. Ничего не знаем и только догадками делимся, — рассказала NEWS.ru актриса Лия Ахеджакова.
Однако Григорий Заславский считает, что «Рыжакова надо было ещё раньше освободить [от занимаемой должности]».
Это не его театр. Он его не чувствует, не понимает. Либо театр выпускал никем не замеченные премьеры, либо они вызывали скандалы. «Современник» был театром первого экрана, а Рыжаков допустил на сцене антрепризы и ставил такие же постановки. Возникают как минимум вопросы. Потому Рыжаков не справился, — убеждён ректор ГИТИСа.
На вопрос о целесообразности создания худсовета в «Современнике» Заславский ответил, что это «ужасное решение». По его мнению, ни один театр не может управляться худсоветом.
NEWS.ru запросил комментарии у актёров «Современника» Марии Селянской, Сергея Юшкевича и бывшего худрука Виктора Рыжакова, но те отвечать на вопросы отказались.
Одним из самых спорных решений стало увольнение Иосифа Райхельгауза с поста художественного руководителя созданного им же театра «Школа современной пьесы». Спустя 33 года труппа получила нового руководителя Дмитрия Астрахана, который имеет большой послужной список в качестве режиссёра фильмов и спектаклей, в том числе и в «Школе современной пьесы». Но в последние годы о нём было мало что слышно.
Я не могу объективно комментировать это, потому что для меня Иосиф Райхельгауз — человек близкий. Он создал ни на что не похожий и неповторимый театр. Мне это решение не понятно ни с какой точки зрения, — признался Заславский.
Одной из версий увольнения театроведы называют политические заявления одессита, которые он мог делать в узком кругу. Однако, по словам ректора ГИТИСа, в течение последних месяцев режиссёр не раз демонстрировал свою лояльность и готовность к компромиссу, поэтому убирать его из «Школы современной пьесы» кажется Заславскому «очень жестоким решением».
Необходимость любого кадрового изменения всегда можно аргументировать низкими финансовыми показателями и творческими провалами. Однако на последние премьеры театра, в том числе спектакля «Все тут» Дмитрия Крымова, невозможно было попасть. У Иосифа Райхельгауза были большие планы на новый сезон. И информацию о перестановках, о которых рассказали СМИ накануне официального решения департамента, режиссёр воспринял с присущей ему иронией: «Не дождётесь!».
К каким последствиям приведут столь масштабные кадровые изменения, судить пока рано. Единственной чётко озвученной на данный момент претензией представителей коллективов, с которыми пообщался NEWS.ru, к чиновникам, как и в случае со слиянием театров, является скупая формулировка принятого решения и нежелание департамента культуры в живом диалоге объяснить его мотивацию.